Как милиция пытает украинских граждан. Доклад Европейского комитета против пыток

|
Версия для печатиВерсия для печати

«...В ряде случаев ненадлежащее поведение приобретало такую тяжесть, что его можно было легко квалифицировать как пытки (применение электротока, удушения целлофановым пакетом или противогазом, содержания в неудобной позиции, угрозы убийством путем приставление пистолета к голове и т.д.)...»

С 29 ноября по 6 декабря 2011 года  Украину посетил Европейский комитет по противодействию пыткам и жестокому унижающему человеческое достоинство обращению . Мандат данной организации включает возможность посещать любые закрытые учреждения или места лишения свободы. 

Министерство юстиции Украины на своем сайте опубликовало предварительные замечания Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Предлагаем вашему вниманию этот текст.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Европейского комитета  по противодействию пыткам и жестокому унижающему человеческое достоинство обращению

(Заявление господина Латифа Хусейнов, главы делегации ЕКПП, от 6 декабря 2011 года по результатам официального визита Европейского комитета против пыток (ЕКПП) в Украине (в период с 29 ноября по 6 декабря 2011 года))

Уважаемые господин Министр, заместитель Министра, дамы и господа!

Визит ЕКПП в Украине завершается, и делегация благодарна за возможность встретиться сегодня с вами и представить свои предварительные замечания.

Как уже отмечалось в начале визита, этот визит имеет направленный характер, и в основном был нацелен на изучение условий содержания и обращения с лицами, лишенными свободы милицией. С этой целью делегация посетила три изолятора временного содержания (ИВС) и ряд других учреждений органов внутренних дел в Киевской и Харьковской областях, а также провела беседы со многими лицами, лишенными свободы, которые содержатся в следственных изоляторах Киева и Харькова (список учреждений прилагается).

Прежде чем представить результаты визита, я бы хотел отметить высокую степень сотрудничества с делегацией в течение визита на всех уровнях. Делегации обычно предоставлялся быстрый доступ к местам, которые посещались. Более того, делегации была предоставлена ​​вся информация, необходимая для выполнения ею своей задачи, и возможность общаться в частном порядке с лицами, лишенными свободы. Также я хотел бы поблагодарить контактное лицо, госпожу Валерию Лутковскую из Министерства юстиции Украины, которая оказывала всяческую поддержку делегации ЕКПП как до, так и в течение визита.

Однако были и исключения из этого в целом благоприятного положения дел. В частности, в ИВС в Соломенском районном отделе МВД в Киеве, а также в Киевском районном отделе МВД в г. Харькове доступ в учреждения был предоставлен с задержкой до 30 минут, и только после того, когда делегация обратилась к контактному лицу в Министерстве внутренних дел.

Наиболее серьезный инцидент произошел во время визита делегации Специального отделения для задержанных Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи. Доступ делегации в отделение был предоставлен с задержкой в ​​десять минут. Работники милиции, которые находились в отделении, сообщили делегации, что пациенты, которые находятся в этом отделении, никогда не приковываются наручниками к своим койкам, однако, когда делегация впоследствии проверила записи видеонаблюдения, которое осуществляется в отделении, стало ясно, что в течение десяти минут, которые делегации пришлось ждать снаружи, работники милиции наскоро сняли наручники со всех пациентов, которые содержались в отделении. Из того факта, что сами пациенты категорически отрицали применение к ним наручников, делегация может сделать вывод, что работники милиции применили давление на них с целью скрыть правду от членов делегации

Делегация очень обеспокоена тем, что практика приковывание наручниками пациентов к больничным койкам продолжается и после визита 2009 года, несмотря на заверения в обратном со стороны украинской власти в ответ на доклад по результатам этого визита. Согласно пункту 5 статьи 8 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, делегация призывает украинскую власть немедленно положить конец практике приковывания наручниками пациентов к больничным койкам в отделении для задержанных Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи. Она желает в течение одного мисяца получить подтверждение того, что это было сделано.

Теперь я перехожу к вопросу о ненадлежащем обращении, что является основой сутью мандата ЕКПП. Я с сожалением констатирую, что в ходе визита делегация получила многочисленные заявления от лиц, лишенных свободы (в том числе женщин и несовершеннолетних), что они подвергались физическому жестокому обращению и/или чрезмерному применению силы со стороны сотрудников милиции.Такое жестокое обращение выражалось в основном в нанесении сотрудниками милиции ударов руками, ногами или дубинками во время задержания или во время допросов.

В ряде случаев ненадлежащее поведение приобретало такую тяжесть, что его можно было легко квалифицировать как пытки (применение электрического тока, удушения целлофановым пакетом или противогазом, содержания в неудобной позиции, угрозы убийством путем приставление пистолета к голове и т.д.).

В некоторых случаях заявления подтверждались доказательствами медицинского характера, полученными членами делегации - специалистами в медицине (то есть посредством физического обследования лица и/или медицинских записей).

Информация, собранная в ходе визита, дает основания полагать, что явление ненадлежащего обращения со стороны сотрудников милиции остается широко распространенным, и что лица несут серьезный риск быть подвергнутыми ненадлежащему обращению, когда находятся в руках милиции (в частности, если они не признаются быстро в преступлениях, в совершении которых они подозреваются).

В дополнение к этому, делегация отмечает ряд практик, которые могут препятствовать усилиям по борьбе с ненадлежащим поведением и способствовать атмосфере безнаказанности. В окончательном отчете делегация предоставит более подробные замечания по этому поводу. Сейчас я бы хотел привлечь ваше внимание к следующим вопросам:

- Практически во всех учреждениях милиции, посещенных делегацией, медицинский осмотр осуществляется врачом или фельдшером, как и раньше, в присутствии сотрудников милиции;

- В Харьковском СИЗО делегация была проинформирована о том, что работники милиции, которые обеспечивают сопровождение лица, часто присутствуют во время первоначального медицинского осмотра тюремным врачом лиц, содержащихся под стражей;

- В обоих посещенных СИЗО часть удерживаемых лиц были временно переведена назад в отделение милиции с целью проведения следственных действий. По словам представителей руководства учреждений, не редкость, если такие лица возвращаются в СИЗО с видимыми телесными повреждениями и после того, как сотрудники милиции предупреждали их не подавать никаких жалоб;

- Часть удерживаемых лиц утверждали, что они содержались в ИВС более 72-х часового срока перед тем, как были переведены в СИЗО, для того, чтобы видимые телесные повреждения исчезли;

- В Киевском СИЗО дела лиц, прибывших с телесными повреждениями из отделений милиции и обратившихся с заявлениями о применении к ним ненадлежащего обращения со стороны сотрудников милиции, были направлены для проведения дальнейшей проверки в эти самые отделения милиции.

Я также хотел бы напомнить о важности следующих основных гарантий для лиц, лишенных свободы милицией: право проинформировать близкого родственника или другое лицо о задержании, право на доступ к адвокату, а также право на доступ к врачу. Эти три права должны обеспечиваться с момента задержания лица. Они должны распространяться не только на лиц, задержанных сотрудниками милиции по подозрению в совершении преступления, но и лиц, задержанных по подозрению в совершении административных правонарушений, а также лиц, которые задерживаются сотрудниками милиции по другим причинам.

Из бесед с оперативными сотрудниками и следователями милиции стало очевидно, что на практике существующие правовые гарантии часто предоставляются не с момента де-факто лишения лица свободы, а с момента официального оформления такого задержания. Остается актуальным тот факт, что часто после лишения свободы лица подвергаются неформальному допросу, во время которого получают признание, без обеспечения вышеуказанных правовых гарантий. Такое положение дел недопустимо.

Среди положительного, что я бы хотел отметить: делегация получила в целом позитивное впечатление от материальных условий содержания лиц во всех посещенных учреждениях милиции. Делегация также приветствует тот факт, что ранее, в 2011 году, на основании решений соответствующих прокуроров были выведены из эксплуатации камеры, которые не отвечают установленным стандартам.

Тем не менее, в ИВС города Киева делегация нашла металлическую клетку на территории для задержанных, в которую помещаются задержанные лица во время медицинского осмотра фельдшером. Такая практика никоим образом не может быть оправдана. Делегация призывает украинскую власть убрать эту клетку, и желает - в течение одного месяца - получить подтверждение того, что это сделано.

В связи со специфической целью визита делегации ЕКПП, к сожалению, я не уполномочен представить полную информацию относительно результатов посещения Киевского и Харьковского СИЗО. Однако, есть некоторые моменты, которые вызывают особую озабоченность, и на которые я бы хотел обратить ваше внимание сегодня.

В своих предыдущих отчетах делегация ЕКПП подчеркивала необходимость предупреждения ненадлежащего поведения в ходе медицинского обследования прибывших лиц со стороны медицинского персонала тюрем, в частности, когда лица поступали в следственные изоляторы из учреждений милиции. В этой связи делегация очень обеспокоена тем, что конфиденциальность медицинских обследований часто не соблюдается.

Как уже отмечалось, в Харьковском СИЗО делегация была проинформирована, что сопровождающие сотрудники милиции зачастую присутствовали во время первоначального медицинского обследования. Такая практика неприемлема и должна быть немедленно прекращена. Более того, регистрация телесных повреждений в обоих СИЗО оставляет желать лучшего (во многих случаях указывается только вид повреждения, как "синяк" или "гематома", без детального описания). В окончательном отчете ЕКПП предоставит более подробные замечания по предоставлению информации о повреждениях новоприбывших осужденных.

Также я хотел бы остановиться на условиях содержания в Киевском и Харьковском СИЗО.

Делегация получила положительные впечатления от материальных условий содержания несовершеннолетних в обоих СИЗО.

В отличие от этого условия содержания под стражей в других отделениях обоих СИЗО были просто ужасными. Большинство камер в плохом состоянии и не имеют свободного доступа дневного света. В дополнение, делегация обеспокоена значительной переполненностью обоих учреждений.

Делегация ЕКПП признает усилия украинской власти в создании дополнительной жилой площади путем строительства новых учреждений для досудебного содержания лиц. Однако, несмотря на то, что недавно 1500 человек из Харьковского следственного изолятора были переведены в новые учреждения, ситуация с переполнением в обоих СИЗО остается весьма проблематичной.

Для того, чтобы продемонстрировать масштаб проблемы, я хотел бы привести один пример. В Харьковском СИЗО делегация обнаружила камеру общей площадью 45 кв.м., в которой сейчас содержится 44 человека (а иногда даже больше). В камере находится только 28 коек, а потому лица вынуждены спать по очереди. Они также вынуждены хранить свои личные вещи и стирать свое белье в камере.

Представляется, что чрезмерное применение продление меры пресечения в виде содержания под стражей и долговременные судебные разбирательства обостряют проблему переполненности.

Есть еще два конкретных вопроса по Харьковскому СИЗО, на которые я бы хотел сегодня обратить ваше внимание.

Во-первых, в Блоке 1 Харьковского СИЗО Делегация нашла четыре кабины для содержания, площадью всего 0,80 м2 и абсолютно темные, без всякого искусственного освещения. По словам сотрудников, лица, склонные к насилию или нарушители внутренних правил, помещаются в такие камеры, пока не будут допрошены представителями управления внутренней безопасности.

Делегация вынуждена отметить, что размеры этих кабин не пригодны для содержания лица в течение любого отрезка времени.

Во-вторых, делегация отметила, что часть окон в камерах закрыты металлическими жалюзи. Делегация подняла эти два вопроса в разговоре с директором СИЗО. Он заверил делегацию, что кабины для содержания будут немедленно выведены из эксплуатации и металлические ставни будут сняты как можно скорее. Делегация хотела бы получить в течение одного месяца о мерах, принятых в этом отношении

В рамках этого визита и в свете недавно полученных Комитетом сообщений делегация также проверила состояние предоставления медицинских услуг конкретным лицам, которые пока держатся в Киевском СИЗО, а именно, господину Валерию Иващенко, господину Юрию Луценко и госпоже Юлии Тимошенко. Все три дела были детально изучены одним из членов делегации - специалистом в медицине, бывшим руководителем медицинской части тюрьмы.

Прежде всего, я бы хотел подчеркнуть, что роль члена делегации - специалиста по медицине заключается не в предоставлении медицинских услуг, его/ее роль заключается в оценке качества медицинских услуг, в частности, доступности медицинских услуг для лиц, лишенных свободы. Делегация также хочет напомнить, что руководство пенитенциарного учреждения отвечает за медицинское обслуживание всех лиц, лишенных свободы; все возможные меры должны осуществляться для того, чтобы гарантировать точность диагноза и обеспечить адекватное лечение всем лишенным свободы лицам.

В этой связи делегация выражает обеспокоенность тем, что по отношению к трем вышеупомянутым лицам имеют место значительные задержки в обеспечении специализированной медицинской помощи за пределами СИЗО. Относительно господина Иващенко и госпожи Тимошенко делегация отмечает, что им предоставляется симптоматическое лечение. Однако, если их состояние не улучшится в ближайшее время, было бы желательным рассмотреть вопрос применения дополнительных мер (таких как инфильтрационная терапия, медицинский поддерживающий корсет, физиотерапия) в случае необходимости в специализированном медицинском учреждении.

На этом предварительные замечания делегации завершаются. Они, как всегда, были сделаны в духе конструктивного сотрудничества. Учитывая тот факт, что недавно были обнародованы пресс-релизы различными органами власти по результатам визита ЕКПП, я бы хотел подчеркнуть, что если часть этих наблюдений будут объявлены, ЕКПП может применить Правило 39 Правил процедуры Комитета и обнародовать предварительные замечания в полном объеме.

Конечно, власти Украины могут по собственной инициативе в любой момент обратиться с просьбой обнародовать эти предварительные замечания в полном объеме. Письменная версия этих предварительных замечаний будет вскоре направлена украинской стороне. Окончательный отчет о результатах визита будет передан весной 2012 года и будет охватывать также вопросы, не освещенные сегодня.

В завершение я бы хотел подчеркнуть, что ЕКПП надеется на укрепление сотрудничества с украинской стороной с целью усовершенствования условий обращения с лишенными свободы лицами в Украине.

Спасибо за ваше внимание.

Перечень учреждений, посещенных делегацией ЕКПП во время визита в Украину в 2011 году

Государственной пенитенциарной службы:

- Киевский следственный изолятор (4 раза);

- Харьковский следственный изолятор (3 раза);

Министерства внутренних дел:

- Изолятор временного содержания в г. Ирпене;

- Изолятор временного содержания в г. Киеве;

- Шевченковский РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве;

- Соломенский РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве;

- Вышгородский РО ГУ МВД в Киевской области;

- Чугуевский РО УМВД в Харьковской области

- Дзержинский, Киевский и Ленинский РО Харьковского городского управления;

- Ленинское городское отделение милиции;

Другие учреждения:

- Специальное отделение Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи.

1 - Все сроки исчисляются с 16 декабря 2011 года, т.е. с момента передачи украинской стороне предварительных выводов и замечаний ЕКПП.”

Перевод:  «Аргумент»


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]