Молчание церквей

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Богослов, религиовед Юрий Черноморец: Почему украинское христианство оказалось в кризисе.

В рамках круглого стола «Христианская ответственность за будущее», состоявшегося в Институте философии НАНУ в Киеве, украинский религиовед, богослов, философ и публицист Юрий Черноморец дал оценку ситуации, в которой оказались главные христианские церкви после Майдана. Публикуем выступление эксперта.

***

Юрий Черноморец

Юрий Черноморец 

Мои слова будут не очень оптимистичными.

Что мы видим сегодня? Определенный общий кризис украинского христианства, которую я назвал бы кризисом нарративов. Большие и малые церкви имеют нарративы, большие истории, которые рассказывают о себе. Например, Украинская Православная Церковь в единстве с Московским Патриархатом довольно длительное время уверяла, что сшивает всю страну, объединяет ее, что ее благоверные есть во всех регионах и она имеет потенциал этакого миротворца, абсолютно нейтральный, которым не обладают другие церкви. Но на сегодня имеем уже два года огромного разделения общества.

Если во время Майдана мы видели какие-то миротворческие усилия, когда власть, оппозицию, народ и правоохранительные органы УПЦ пыталась посадить за круглый стол, найти точки соприкосновения, то с началом российско-украинского конфликта (скрытого или откровенного) мы не видим вообще, чтобы церковь что-то рассказывала о себе, чтобы этот нарратив поддерживался, не видим никаких конкретных предложений для страны. И это огромный кризис, ведь кто мог бы быть адвокатом Украины перед Россией? Именно та церковь, которая имеет каноническое единство с Москвой. К сожалению, мы видим абсолютную безответственность и поэтому происходит кризис идентичности. Мы укореняемся в Украине — являемся ли мы чужой силой, своего рода глобальной «Партией регионов»? Или мы все-таки украинцы и работаем для народа Украины?

В тему: Русская православная Церковь: на службе КГБ/ФСБ

Аналогичный кризис мы видим и в других церквях. Например, Украинская Греко-Католическая Церковь. Во время Майдана — уникальная проповедь европейских ценностей, демонстрация, что между европейскими и христианскими ценностями зиждется глубинный консенсус, что все проблемы являются второстепенными по сравнению с тем отстаиванием человеческого достоинства, которое является ценностью христианства, смыслом вообще иудео-христианской и европейской традиции. Что мы видим сегодня? УГКЦ два года не предлагает обществу никаких идей и боится ответственности идейного флагмана.

В Украинском католическом университете вам будут рассказывать, какая красивая греко-католическая традиция, сохраняйте семью и т.п., а когда спрашиваешь, как защитить демократию в этой 45-миллионной стране, говорят: мы не знаем, как защитить нашу родину, не знаем, как сшить страну. То есть, в славних прадідів великих правнуки погані. Нет нарративов, больших историй, проповеди, которая достойна была бы хотя бы фигуры Андрея Шептицкого! Никто не показывает, как нам строить родной дом в условиях войны. Хотя митрополит Андрей Шептицкий во время Второй мировой войны четко сказал, какие три шага должны быть, начиная с восстановления семьи, местных общин, а потом — что церковь должна дать обществу для восстановления веры, элиты, гуманной политики — скажем, примирения. Он мог тогда это показать и сказать, а сегодня мы не видим, чтобы подставили плечо.

То же и с протестантами. Все считали, что они являются наиболее европейской силой, самые открытые христиане, плоть от плоти, кровь от крови от народа и всегда будут с ним. К сожалению, протестанты часто боятся этой собственной народности, они пытаются как-то «вписаться» в парламент, в правительство, во власть. Два года отдельных усилий, часто — малых церквей (например, церковь пастора Анатолия Калюжного) или молодых христианских лидеров. Эти церкви несут знамена украинского протестантизма, а большие церкви, церковные организации отступают.

Мы видим, что один пастор из Славянска может иногда гораздо больше сделать, чем всеукраинские объединения, занятые собой, построением собственных структур, тем, чтобы фактически создать этакие протестантские патриархаты и подстроить под себя местные общины. Это парадокс! 100 лет назад, даже в 1970-е годы, баптисты за собственные принципы шли в тюрьмы — за ту же автономию своей поместной церкви. Сейчас: давайте ее автономию ликвидируем, а права поместных общин передадим руководящим структурам, чтобы они обогащались!

В тему: Мы все — протестанты из Славянска

Хочется лишь выразить большую благодарность тем, кто или через сами церкви, или чаще всего через околоцерковные организации — такие как Ассоциация «Духовное возрождение» — пытается сделать то, что большие церкви не делают. Я с восторгом смотрю на эту деятельность — по восстановлению освобожденных городов, например.

Кто христианин сегодня? Тот, кто восстанавливал Славянск. Кто не восстанавливал — тот не христианин. Все просто. Посмотрите, какая огромная поддержка местного населения именно тех протестантских пасторов, которые конкретно работали в пострадавших регионах, авторитет того же Петра Дудника в Донецкой области — его неверующие люди выдвигают в губернаторы. И насколько там нет никакого авторитета УПЦ (МП), хотя она должна была сшивать Донбасс. Это большая трагедия. Виновны церкви в этом или нет, но это произошло, потому что кто-то смог быть верным Слову Божьему, а кто-то — нет.

В тему: Дмитрий Степовик: Основатель коррупции в Украине — церковь Московского патриархата

Можем сказать, что наиболее соответствует тем нарративам, которые и раньше проповедовала, УПЦ КП со своей неизменной активной патриотической позицией. Они с армией, с народом. И не случайно последние два года мы наблюдаем очень интересный феномен — огромное дружбу между молодыми протестантами и священниками УПЦ КП. Это и межхристианское единство, идущее снизу, диалог снизу, особенно капелланов, волонтеров. Просто украинское местное чудо! Я бы сказал так: всю жизнь наши религиоведы хотели видеть обновленное православие и не надеялись, что оно будет в КП.

Они думали, что это обломок МП, только украинский. Поэтому ерархизм, бюрократия, ритуализм будет торжествовать там, в МП. А мы видим очень живую церковь, которая является гражданским обществом, живо реагирует, не боится брать на себя ответственность. Которая черное называет черным, белое — белым. Ей, к сожалению, не всегда хватает взвешенности, потому что сейчас такие драматические события, не хватает библейского принципа, что назло отвечай добром, и даже когда воюешь, не возненавидь врага. Хотя патриарх это проповедует, верные на местах иногда переходят грань, и мы видим факты отдельной ненависти, агрессии — это не улучшает репутацию КП, поскольку ухудшает те нарративы, которые они о себе рассказывают.

В тему: Патриарх Филарет обратился к УПЦ МП: «С кем вы? С Украиной или Россией». Видео

Я думаю, что мы сейчас находимся в этакой точке бифуркации, неопределенности ... Старое все исчезло. Фактически мало что осталось: малые инициативы, малые группы, то, что рядом с крупными церквями. Последние же в той или иной степени в кризисе, причем это серьезный кризис за их новейшую историю. И он мало осознается. Но это шанс для общества, для христиан. Почему? Если все в кризисе, то какие-то малые Давиды, новые лидеры могут прийти и сказать: пошли меня! И, соответственно, это то время молодежи христианской, молодых лидеров всех церквей, которые могли бы взять ответственность на себя и просто выйти на битву с Голиафом нашей коррупции, нереформированности, Голиафами внешних вызовов.

Записала Ольга Рибачук, опубликовано на сайте Релігія в Україні


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com