Пол-срока Януковича: хотел стать Путиным, стал Лукашенко?
Семь шагов президента, дающих Кремлю надежду на поглощение Украины
Встреча Януковича с Путиным в Ялте показала, что последний выбрал позицию выжидания: похоже, он надеется, что его украинский коллега своими действиями создает достаточное основание для перехода нашего государства под полный контроль Кремля. Об єтом пишет Олесь Алексеенко, в статье опубликованной в журнале «Тиждень»,
Автор отмечает, если Банковая демонстрирует, что будет владеть ситуацией и в ручном режиме корректировать направление движения страны, основываясь на идее «многовекторности», то в Москве, судя по тактическим действиям, рассчитывают, что продолжение имеющихся тенденций во внутренней и внешней политике нынешней украинской власти непременно приведет к ситуации, при которой на определенном этапе опираться давлению РФ станет невозможно. Поэтому нужно просто дождаться формирования критической массы факторов, которые сделают Киев беззащитным.
Янукович успешно движется в этом направлении. Очевидно, сам того не понимая, действиями, продиктованными собственными интересами, он подыгрывает Кремлю (целенаправленное движение к авторитаризму, что уже привело к его изоляции со стороны Запада; насаждение евразийской модели отношений бизнеса и власти, а это в украинских условиях — см. Пункт 5 — подталкивать местных олигархов к Путину и т.д.).
Но одновременно складывается впечатление, что кто-то из ближайшего окружения постоянно подбрасывает нынешнему президенту идеи-решения, которые его действительно мало интересуют (поскольку это не прибавляет ему электоральных баллов), но реализация которых также играет в пользу имперских амбиций Кремля. Речь идет о языковом законе, который ведет к расколу страны или, например, издевательствах над Юрием Луценко, что усиливает впечатление Запада: Янукович выбрал путь Лукашенко.
В нынешних условиях, по мнению издания «Тиждень», такой сценарий — подчинение страны соседу — вполне может быть реализован уже в ближайшее время.
1. Закручивание гаек, попрание демократических прав и свобод, примером которого стало заключение политических оппонентов, безосновательное ограничение общественных акций протеста и свободы собраний, все большее давление на СМИ (последние факты: уголовные дела против интернет-издания lb.ua и гендиректора телеканала «ТВi »). Как свидетельствуют тенденции последнего времени, с приближением парламентских выборов все эти признаки становятся все более разнообразными. Таким образом Украина самоизолируется от обществ европейского типа и приближается к авторитарной модели «суверенной демократии» российско-белорусского образца, объективно облегчая свою интеграцию в новый имперский проект Путина в форме Евразийского союза.
2. Политическая изоляция со стороны ЕС и цивилизованного мира в целом, что является следствием предыдущего шага власти. Упорное игнорирование Януковичем требованиям европейских держав придерживаться демократических ценностей и прав и свобод человека постепенно расширяет круг сторонников полной изоляции нынешнего украинского режима и делает более аргументированной и убедительной их позицию.
В случае, когда власть прибегнет к кардинальному искажению электоральных симпатий граждан во время октябрьских выборов в парламент и подавлению (вполне прогнозируемых при таких обстоятельствах) массовых протестов, Украина рискует окончательно потерять имидж «единственной великой демократии на пространстве СНГ». А Виктор Янукович — остаток аргументов , которые сейчас заставляют европейцев отличать его от Лукашенко. «Белорусизация», несомненно, выгодна Кремлю.
Парафирование экономической части соглашения об ассоциации (ЗСТ — зона свободной торговли) или либерализация визового режима является лишь попыткой ЕС послать сигнал, что там держат двери для Украины открытыми, однако только при условии, что произойдет изменение политики отечественной власти или ее самой.
В частности, в интервью Центру Разумкова президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней и политики безопасности Кэтрин Эштон подтвердили, что вступление в силу Соглашения об ассоциации в нынешних условиях невозможно. «И ключ к движению вперед в наших отношениях находится в Киеве, не в Брюсселе.
Наше предложение — на столе, что видно из парафирование Соглашения об ассоциации. Но фундамента ценностей, необходимого для политической ассоциации, нет. Именно Украина должна продемонстрировать политическую волю, сделав четкие и конкретные шаги, чтобы переломить негативные тенденции, которые мы наблюдаем с 2010 года».
3. «Окультуривание» Украины. То, что закон Колесниченко — Кивалова, если он начнет действовать, открывает путь для тотальной русификации страны, а не защищает права региональных языков и не поддерживает статус действующего государственного, ярко показал недавний случай в Киеве с регионалкой Еленой Бондаренко.
Которая продемонстрировала, что общаться на украинском для нее тягостно, тем самым подтвердив: введение закона КаКа нужно, чтобы все, кто пользуется языком «международного общения», как она назвала русский, не имели необходимости переходить на другой. Представительница ПР даже посрамила украинцев, не знающих русского языка, ведь на нем может обращаться к ним народный депутат...
Руководство РФ и лично Владимир Путин не скрывают, что именно русскому языку и культуре как ключевым цивилизационным маркерам и фундаменту информационно-идеологической экспансии они отводят главную роль в реализации неоимперских проектов на постсоветском пространстве.
4. Федерализация Украины, что может привести к ее расколу. Политический проект кума Владимира Путина Виктора Медведчука «Украинский выбор» с очевидными пророссийскими лозунгами набирает обороты без какого-либо противодействия Банковой. Недавно Медведчук начал активно педалировать тему федерализации Украины. Ему подыгрывает крымский премьер Анатолий Могилев, который инициировал расширение полномочий Крыма и местной Конституции до уравнивания в правах с центральной властью в Киеве. Эта сепаратистская инициатива также не вызвала адекватной реакции гаранта Конституции.
Единственной пользой от федерализации может быть расширение самоуправления. Именно такова роль федерального устройства в большинстве стран мира, которые его имеют. Зато в Украине соответствующие инициативы озвучивают с совершенно иной целью — как инструмент консервирования межрегиональных различий и диспропорций, усиления эффекта «разорванной идентичности».
Главным мотивом ее сторонников, по сути, является апелляция к различным цивилизационным и геополитическим ориентациям отдельных регионов. А это может свидетельствовать, что с помощью федерализации лишь готовят почву, чтобы дестабилизировать ситуацию, нарушить территориальную целостность государства. Вероятно, таким образом идет подготовка к реагированию на возможный приход к власти проевропейских украинских сил, что грозит необратимым разрывом с российским евразийским постимперским пространством.
5. Прямое подчинение украинского олигархата Кремлю, потеря экономического суверенитета. В государстве активно насаждают евразийскую модель отношений бизнеса и власти. Однако, в отличие от российского, отечественное общество категорически против этой системы. В таких условиях «украинским» олигархам, которым, учитывая их менталитет, приемлема соседская модель, выгоднее принять условия Путина, чем быть под Януковичем, — так надежнее.
На самом деле «украинские» олигархи никогда не отождествляли себя с нашей страной, а были и остаются частью постсоветской бизнес-элиты. Которая стремится присвоить и максимально использовать экономические ресурсы «своих» государств в собственных интересах, не создавая никакого нового потенциала для них. Кроме Ходорковского, путинская Россия имеет еще и Абрамовича, Дерипаску и прочих, которые могут существовать во вполне комфортных условиях в обмен на отказ от вмешательства в политику и признание своего холопского статуса относительно Путина.
Эту модель при определенных условиях способно признать вполне приемлемой большинство украинских олигархов, которые уже сейчас начинают интегрироваться в соседские ФПГ (что показали продажи россиянам металлургических активов Тарутой, Пинчуком и др.).
Вместе с тем бизнес-группу Дмитрия Фирташа многие аналитики рассматривают как агента Газпрома в Украине, который должен скупить стратегические активы в связанных и смежных с газовым рынком сферах, а затем передать их российскому монополисту. Вопрос, похоже, лишь в цене, которую за эту миссию получит группа (в виде средств или, например, миноритарных акций Газпрома).
Причем все это происходит на фоне динамичного наращивания задолженности НАК «Нафтогаз Украины» (на днях компания подписала договор с российским Газпромбанком об открытии кредитной линии на $ 2 млрд) и других отечественных энергетических компаний перед аффилированными с Газпромом структурами. А планируемая реорганизация самого НАК может облегчить получение российским монополистом контроля над распределительными сетями в Украине, а затем и инструментами давления на потребителя. Москва, кроме газовой, фактически подсаживает Киев еще на рублевую иглу.
6. Авантюрный отказ от интеграции в единую европейскую систему коллективной безопасности (НАТО) и декларирование ничем не подкрепленного нейтралитета, что происходит на фоне целенаправленного ослабления обороноспособности страны. Все это делает ее беззащитной перед потенциальными вызовами территориальной целостности и суверенитету.
Пренебрежение нуждами армии, ее коммерциализация наблюдается на фоне повышения статуса российских военнослужащих и наращивания военных расходов в соседней стране. Чтó может мотивировать значительную часть отечественных воинов благосклонно отнестись к возможному попаданию под контроль РФ, учитывая собственные профессиональные интересы.
7. Прогрессирующая делегитимизация власти, которая приобретет завершенный вид в случае искажения электоральных настроений общества во время парламентских выборов в октябре. Дискредитация легальных методов может спровоцировать недовольное положением дел в стране большинство на поиск альтернативных способов перезагрузки власти.
Особую угрозу в этой ситуации составят попытки антиукраинских сил, поддерживаемых Кремлем, использовать инструменты прямой демократии (референдума) с антигосударственной целью, применив при этом манипулятивные технологии. При этих обстоятельствах угроза дестабилизации ситуации в стране и моделирование направления ее развития извне, в интересах неоимперского проекта Путина, значительно усилится.
Пол-срока Януковича: хотел быть Путиным, а стал Лукашенко?
Виктор Янукович подошел к экватору — середине своего пятилетнего президентского срока. 7 августа исполнилось два с половиной года с тех пор, как в феврале 2010 лидер оппозиции Янукович победил во втором туре президентских выборов премьер-министра Юлию Тимошенко.
За время правления Януковича Украина стала все больше похожей на Россию Путина. В ней стало меньше демократии, а авторитарные тенденции усиливаются, считают опрошенные немецким изданием Deutsche Welle эксперты.
«Стремление нынешнего руководства сделать так, чтобы власть не нужно было отдавать никогда», — так на вопрос, что в сегодняшней Украине напоминает ему о России, ответил кельнский политолог Герхард Зимон (Gerhard Simon). По его словам, на Украине, как и в России, теперь есть «партия власти» — правящая Партия регионов, которая «стремится доминировать на всех уровнях».
В качестве еще одного примера приближения украинской политической системы к российской немецкий эксперт назвал желание властей в Киеве «сделать оппозицию слабой и контролируемой». «Россия годами демонстрирует, как это делается, и теперь именно по этому пути пошла Украина», — говорит Зимон.
На Украине правящие круги стремятся создать вертикаль власти, похожую на российскую, полагает немецкий политолог, доцент Киево-Могилянской академии Андреас Умланд (Andreas Umland). По его мнению, об этом свидетельствуют попытки «контролировать ситуацию в парламенте, усилить власть президента, запугать или вывести из игры оппозицию».
Избирательное правосудие
Один из наиболее известных примеров — судьба Юлии Тимошенко. За время правления Януковича лидер оппозиции стала, по крайней мере в глазах Запада, символом превращения Украины из относительно демократического в авторитарное государство. 5 августа исполнился ровно год с того момента, как Тимошенко была арестована. Осенью 2011 года она была приговорена к семи годами лишения свободы за превышение служебных полномочий при подписании газовых контрактов с Россией.
В СМИ Тимошенко часто сравнивают с Михаилом Ходорковским, бывшим главой российского нефтяного концерна ЮКОС, арестованным почти девять лет назад и позднее осужденным за экономические преступления. Российская оппозиция и Запад считают дело Ходорковского политически мотивированным. Официальная Москва это отрицает. На Западе дела против бывшего российского миллиардера и одного из лидеров украинской оппозиции называют примерами избирательного правосудия.
Вся власть — донецким
Существуют и другие параллели. После избрания президентом в 2000 году бывший офицер КГБ Владимир Путин расставил на ключевые посты в стране бывших и действующих сотрудников спецслужб, а также соратников из родного для него Санкт-Петербурга. Янукович сделал нечто похожее на Украине. Основные должности в стране занимают выходцы из Донецкой области, малой родины украинского президента. Половина украинского правительства во главе с премьером раньше работали в Донецке.
Пример России, похоже, вдохновляет и украинских законодателей. Например, недавно в Верховной раде был зарегистрирован законопроект, ужесточающий ответственность за клевету и вызвавший волну критики со стороны правозащитников и журналистов. В России такой закон уже приняла Госдума.
Белорусский пример для Януковича
Является ли российский президент примером для подражания своего украинского коллеги, немецкие эксперты судить не берутся. «И Путин, и Янукович работают в похожих условиях и с похожими целями, стремясь укрепить авторитарный режим », - считает политолог Зимон. Однако, по его мнению, это не означает, что Янукович берет с Путина пример.
Политические системы в России и на Украине существенно отличаются, считает главный редактор киевского телеканала ТВi Виталий Портников, который долго жил и работал в России. «Правление Путина как президента — это продолжение олигархической модели, выстроенной его предшественником Борисом Ельциным», — говорит журналист.
При этом, по его мнению, «управление государством осуществляется корпоративным образом за счет договоренностей различных олигархических и чиновничьих группировок». На Украине была похожая система при президентах Леониде Кучме и Викторе Ющенко, считает Портников, но Янукович ее изменил. Теперь на Украине, по мнению обозревателя, модель власти приближается по некоторым параметрам к политической модели Беларуси, где власть сосредоточена в руках одного человека — Александра Лукашенко.
Еще одно различие между Путиным и Януковичем, на которое обращает внимание Портников, — «приоритет семейных отношений» для украинского президента. «Он (Янукович. — Ред.) выстраивает государство под свою собственную семью, под своих детей, — говорит Портников. — У Путина этого и в помине нет». Старший сын президента, Александр Янукович, занимается бизнесом и входит в список самых богатых украинцев, составленный киевским журналом «Корреспондент». Младший сын Виктор собирается на выборах вновь стать депутатом парламента.
Выборы как шаг в сторону России
Запланированные на октябрь выборы — событие, которое может сделать Украину еще более похожей и на Россию, и на Беларусь, где выборы давно стали предметом критики международных наблюдателей, считают эксперты. Так, журналист Портников ожидает от голосования «тотальной фальсификации».
И все-таки говорить о том, что Украина после выборов станет второй Россией, обозреватель считает неправильным: «На Украине в отличие от России есть реальная оппозиция». На это же обращает внимание и политолог Умланд. «Я считаю украинский полуавторитарный режим менее стабильным, поскольку у него нет таких финансовых ресурсов, как в России», — говорит эксперт. Кроме того, по мнению Умланда, Янукович не пользуется на Украине такой популярностью, как Путин в России, а также не имеет поддержки единой элиты или аппарата, которые бы стояли за президентом.
Будущее Януковича эксперты оценивают по-разному. Киевский журналист Портников не считает, что президент крепко сидит в седле. По его мнению, все зависит от ситуации в экономике. Кельнский политолог Зимон считает, что в ближайшие годы Янукович останется у власти. Эксперт полагает, что во всех трех восточнославянских республиках — России, Беларуси и Украине — ситуация будет развиваться в сторону «укрепления авторитаризма».
- Рейтинг угроз для Украины, по мнению жителей страны
- Россия хочет стать СССР. Без террора и репрессий не получится
- Россия ведет подрывную деятельность в отношении Украины
- «Рупор Кремля» Леонтьев: никакого украинского государства быть не может в природе, если есть Россия
- Путин потерял лицо. Он теряет Украину
- Русские Украины: мы уже другие. И нам лучше без Старшего Брата, чем с ним
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 19:07
- Мінімум троє гравців ВК "Решетилівка" не повернулися в Україну після матчу в Бельгії. Приватний клуб фінансується з обласного бюджету Полтавщини
- 18:44
- "Довічне" отримав фронтовик, який підірвав корумпованих "колег"-депутатів у сільраді на Закарпатті
- 18:05
- Єгор Фірсов: Настав час попрощатись із дядьками-генералами
- 16:09
- Вʼячеслав Курбанов: Як нам суттєво та швидко зміцнити оборону
- 14:05
- Андрій Білецький: Зараз найскладніша ситуація за всі роки війни
- 13:11
- Гліб Бітюков: Фатальна безсилість і неспроможність української влади
- 12:07
- Суди двох інстанцій скасували незаконний штраф НБУ щодо ТОВ «Укрфінстандарт», незважаючи на тиск з боку зам голови НБУ Дмитра Олійника
- 12:02
- Навіщо Зеленський/Єрмак викинули з оборонки Федорова
- 11:44
- Там де влада з головою: Німеччина вже готується до можливого нападу рф на НАТО
- 11:36
- Зеленський позбавив держнагород 34-х зрадників України. Портнова це ніяк не "зачепило"
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.