«Проклятые солдаты»: герои такие, какими они были на самом деле

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Сегодня общество фактически начинает давать положительную оценку всем действиям «национальных героев» — вплоть до преступлений против человечности. Нужны ли нам такие герои?

Минуло несколько лет с тех пор, как Парламент Польши поддержал предоставление статуса национального праздника дню памяти так называемых «Проклятых солдат» — участников антисоветского вооруженного подполья в 1940-1950-е годы. Среди них есть и те, кто откровенно сотрудничал с нацистами, и те, кто зверски убивал мирных украинцев.

Каждый народ и страна должны помнить тех, кто боролся за их независимость и свободу. Но абсолютная их идеализация может только препятствовать оценке всей совокупности их действий и пониманию связанных с ними событий.

Ведущие силы общества и государства на базисе общечеловеческих ценностей должны четко определить, какой исторический опыт они считают положительным, а какой является отрицательным и не может повторяться.

В тему: Операция «Висла»: уроки

Большим препятствием для этого является попытка создать культы абсолютных «национальных героев» и «символов нации» из реальных людей, которые могли осуществлять самые разнообразные поступки. Принимая их как идеал, общество автоматически начинает «защищать» их «100% героическую» память — независимо от их поступков.

Более того, общество фактически начинает давать положительную оценку всем действиям «национальных героев» — вплоть до преступлений против человечности. Ярким примером такой ситуации являются попытки абсолютной глорификации антисоветских борцов за украинскую и польскую национальную независимость в середине 20 века.

Любая попытка даже оправданной критики ОУН и УПА вызывает крайне негативную реакцию значительной части украинского общества. Более того, внешняя критика антисоветского украинского сопротивления, независимо от характера, вызывает в его «защитников» еще более ожесточенную реакцию.

Ярким примером этого является кампания практически «идолизации» Степана Бандеры за прошедшие годы частью украинцев в ответ на «посягательства» на его память.

Такая же проблема существует и в современной Польше в отношении антинемецкого и антисоветского подполья, часть которого продолжила бороться с оружием в руках против власти и спецслужб коммунистической Польши после 1945 года.

Современное польское общество фактически использует борьбу польских патриотов за свободу страны как индульгенцию за все их действия, включая преступления против человечности, которые сопровождают любую вооруженную борьбу, особенно партизанского типа.

Память о «национальных героях» 20 века имеет особое значение в современных польско-украинских отношениях и взаимных попытках примирить историческую память за наследие кровопролитной борьбы друг с другом польских и украинских «национальных патриотов» в 1940-х.

В борьбе обе стороны использовали все доступные методы — в частности, кровавые этнические чистки и сотрудничество с советским и нацистским режимами.

Международная кампания критики безоговорочной глорификации украинского вооруженного движения за независимость, в частности, с польской стороны, привела в наше время к более взвешенному и непредвзятому отношению к украинской истории середины 20 века и внутри, и за пределами Украины.

Одновременно, возможно, такой путь еще только предстоит пройти польскому обществу, значительная часть которого, включая руководство страны, продолжает рассматривать борцов за свободу Польши сугубо как «национальных героев», независимо от того, что они делали.

3 февраля 2011 года в Польше произошло важное историческое событие, которое затрагивает и украинскую историю, хотя в самой Украине оно было совершенно незамеченным.

В этот день парламент Польши практически единогласно (406 голосов «за», 8 — «против» и 3 — «воздержались») под председательством вице-спикера сейма, депутата от партии Гражданская платформа Стефана Неселовского поддержал предоставление статуса национального праздника дню памяти так называемых «Проклятых солдат» — участников антисоветского вооруженного подполья в 1940-1950-е годы.

Обсуждение и принятие закона о празднике в польском парламенте прошло с многочисленными аплодисментами на очень приподнятом эмоциональном и патриотическом уровне. Проект закона внес в сейм в начале 2009 года президент Лех Качиньский и поддержал новый президент Польши Бронислав Коморовский.

Новый закон Польши дословно указывает, что «В память „проклятых солдат“ — героев антикоммунистического подполья, которые в обороне независимости польского государства, борясь за право самоопределения и реализацию демократических устремлений польского общества с оружием в руках и другими способами, противостояли советской агрессии и навязанному силой коммунистическому режиму, — постановляется что: 1. День 1 марта становится Национальным днем ​​памяти „проклятых солдат“. 2. Национальный день памяти „проклятых солдат“ является государственным праздником. Ст. 3. Закон вступает в силу в день объявления».

В тему: Течет «Висла» на Донбасс

1 марта этого года Польша впервые официально отметила этот день. Текст закона о «проклятых солдатах» причисляет к «национальным» в Польше всех «героев антикоммунистического подполья», независимо от организаций, к которым они принадлежали, их идеологии и поступков.

Выступая 3 марта 2011 года докладчиком по законопроекту от имени комиссии по культуре и СМИ парламента Польши, депутат от партии «Право и справедливость» Петр Бабинец перечислил организации, в которых сражались прославленные Польшей 1 марта участники антисоветского сопротивления: Армия Крайова, «Свобода и независимость», «Народное военное объединение», «Национальные вооруженные силы» и т.п.

Об отношении к новому празднику и ко всем «национальным героям» из этих организаций основных политических сил современной Польши свидетельствуют выступления их парламентских представителей при обсуждении закона.

Представитель партии «Право и справедливость» депутат Эльжбета Крук заявила, что 1 марта будет днем ​​в честь «героев антикоммунистического подполья, которые с оружием в руках противостояли советской агрессии и навязанному режиму в обороне независимости страны, ее права на самоопределение и реализацию демократических устремлений польского народа». Э.Крук конце выступления призвала, по крайней мере, вспомнить этих героев «перед Богом и историей».

Поддержал законопроект и польский Союз левых демократов. Его представитель Сильвестр Павловски назвал «проклятых солдат» антисоветского подполья «трагическими представителями польских Колумбов, которым пришлось жить в Польше и творить ее лицо в системе, которую они не могли принять. Они будили, будят и будут будить эмоции у тех, кто видел путь развития Польши несколько иначе».

С.Павловски также заявил, что для польских левых демократов «солдатская кровь одного цвета», и что левые поддерживают законопроект, «зная ситуацию, в которой находились „проклятые солдаты“ и все поляки после Второй мировой войны».

Выступающий от имени Польской народной партии Тадеуш Славецкий заявил, что его партия «склоняет голову и отдает честь всем героям, которые разными способами, с оружием в руках или иным способом боролись за свободную, независимую, демократическую Польшу независимо от своего происхождения и политических взглядов».

В конце выступления Славецкий выступил с призывом установить также памятные дни в честь людей, которые погибали «только потому, что были поляками, как вот волынские поляки, или потому что обороняли демократическую конституцию, как, например, жертвы государственного переворота 6 мая 1926 года».

Представитель парламентского клуба «Польша превыше всего» депутат Елена Домбковська-Чихоцка также заявила о полной поддержке законопроекта и подчеркнула, что «законопроект важен с точки зрения исторической, символической и важен для будущего».

Среди выступлений польских парламентариев стоит особо отметить дополнительное выступление депутата от блока левых и демократов Анджея Целинского о роли закона о памяти «проклятых солдат» для борьбы за историческую правду.

Целинский заявил, что «отвага политиков заключается в том, чтобы всегда служить правде, когда она под угрозой... даже когда надо выступить против всех». По мнению политика, «потребление мифов, частичной правды и сфабрикованной правды не дает полякам оружия, чтобы справиться с загадками истории прошлого, с которыми они смогут столкнуться в своей жизни».

Одной из таких загадок современной истории демократической Польши, наверное, будет: почему в принятом сеймом законе и его обсуждении в парламенте непосредственно и безоговорочно прославляется военная организация польских национальных демократов — фактически профашистские Национальные вооруженные силы (Narodowe Sily Zbrojne (NSZ)).

Созданные 1942 году на базе профашистского и крайне националистического межвойскового «Лагеря национального единства», они насчитывали до 100 тысяч человек.

Польские националисты из этих организаций всеми методами, включая физический террор и убийства, боролись за исключительно национальное польское государство «Великую Польшу», безоговорочную полонизацию национальных меньшинств и выдворение из Польши еврейского населения, которое ни в коем случае не должно было быть интегрированным в польскую нацию.

В тему: Кто запустил «Вислу», или «Окончательное решение украинской проблемы в Польше»

Широко известны организованные польскими национальными демократами в 1920-1930-е годы массовые антиеврейские погромы, демонстрации, кампании вроде «лавочное гетто» для еврейских студентов в польских университетах (евреев отсаживали на отдельные лавки в конце аудитории), тактика насильственного террора и широкомасштабные агитационные кампании по вытеснению евреев из польской экономики.

При немецкой оккупации многие национальные демократы способствовали решению еврейского, украинского и белорусского вопросов уже с помощью нацистов независимо от того, стали ли они членами Национальных вооруженных сил.

Об идеологической близости к немецким нацистам, по крайней мере, значительной части участников NSZ недвусмысленно свидетельствуют успешные примеры налаживания контактов между NSZ и немецкими властями против общего врага — Советского Союза и коммунистов, начиная с 1943 года.

Наиболее известный — союз партизан NSZ с руководством СС и гестапо в г. Радоме. После вхождения на польскую территорию советской армии эти контакты еще более усилились. Члены NSZ проводили разведку в пользу Германии.

А на западе Польши из партизан NSZ под контролем СС была сформирована т.н. «Свентокжиська бригада», главной задачей которой была борьба против коммунистов. В 1945 году бригада отступила на запад вместе с немецкими войсками. В то же время, стоит отметить, что часть NSZ осталась в антигерманской подполье и принимала участие в Варшавском восстании 1944 года.

После окончания Второй мировой войны NSZ продолжали борьбу против «советских оккупантов», в том числе и путем физического уничтожения их польских коллаборационистов, коммунистов, евреев под прикрытием лозунга борьбы с «жидокоммуною» и... украинцами независимо от их политических предпочтений.

Среди актов насилия против украинцев известна трагедия украинского села Верховины в Красниставском уезде Польши 6 июня 1945 года. Отряд NSZ в количестве 300 человек под командованием майора Мечислава Пазерского, выполняя приказ командира «Специальной акции» 16-го округа NSZ Зигмунта Волянина, взялся за поголовное уничтожение жителей села и зверски казнил 194 украинца лишь за их национальную принадлежность.

Для убийства были использованы все подручные средства: огнестрельное оружие, дубинки, ножи и топоры. Среди 194 убитых украинцев было 45 взрослых мужчин, остальные 149 казненных — женщины и дети всех возрастов.

Кроме этого «подвига», отряд С. Волянина казнил двух советских летчиков и нескольких сотрудников польских прокоммунистических служб безопасности.

После выполнения приказа об этнической чистке в Верховине, карательный отряд NSZ был полностью уничтожен советскими пограничниками — по некоторым данным, из-за полной утраты своей боеспособности во время празднования «победы» с большим количеством алкоголя.

Решение польского парламента от 3 февраля 2011 года практически о безоговорочной национальной героизации участников польского коммунистического подполья, включая членов NSZ, независимо от их поступков, только на основании факта, что они боролись против коммунистов и Советского Союза, полностью противоречит общедемократическим и гуманитарным ценностям, а также возможности польско-украинского примирения исторической памяти.

В тему: Мифы о «волынской резне»

Преступления против человечности не могут замалчиваться или игнорироваться только потому, что их совершили «свои национальные герои», борцы за «свою» страну и ее независимость.

Только удивление могут вызывать высказывания представителей основных политических сил Польши, что все польские антисоветские подпольщики и партизаны сражались за «демократические устремления польского народа». Данные высказывания означают, что польское государство официально признает, что за «демократические устремления польского народа» боролась и откровенно крайне радикальная, антидемократическая, антисемитская, ксенофобская и в значительной части профашистская организация Национальные вооруженные силы.

Единогласная позиция польского парламента тем более странная, что именно представители Польши в Европарламенте добились принятия постановления, которое осуждает присуждение Украиной радикальному националисту Степану Бандере звания Героя Украины.

Следуя логике польских политиков, при принятии закона о «проклятых солдатах», если бы Степан Бандера, ОУН и УПА боролись не за Украину, а за Польшу, то для польского народа и польского государства они не были бы уже «преступниками», а «национальными героями».

Так можно и дальше 50, 100 и 1000 лет с одинаковым успехом максимально героизировать и идеализировать борцов друг против друга и обвинять во всех преступлениях противоположную сторону.

Чтобы вырваться из этого взаимного тупика исторической памяти, стоит все же честно и трезво взглянуть на всех участников исторических событий, и в первую очередь на всех, кто совершил преступления против человечности.

Без понимания, кто лично с обеих сторон осуществлял конкретные преступления, примирение исторической памяти невозможно, если только полностью ее не уничтожить.

Во всех преступлениях во время польско-украинского противостояния были конкретные исполнители и организаторы. Если не перечислить их всех и не указать, что они сделали, то всегда будет соблазн защитить «своих» и очернить «чужих».

Например, по описанному выше преступлению Национальных вооруженных сил в Верховине в современной Польше, несмотря на наличие архивных подтверждений, есть два диаметрально противоположных судебных решения.

Решение суда 1998 года подтверждает преступление NSZ. Второе, от 1999 года, подвергается критике многими в самой Польше за беспочвенность; критики отрицает его на основании того, что нельзя доверять документам из архивов времен Польской Народной Республики.

Историки Украины и Польши могут подсчитать и переписать не только «своих» жертв, но и составить списки конкретных людей со всех сторон, кто их убил.

При этом нельзя делать исключений ни для кого: ни для «своих», ни для «чужих», ни для офицеров и солдат других украинских и польских вооруженных подразделений, ни для участников отрядов польской и украинской сельской самообороны, ни для польских и украинских подпольщиков всех направлений, ни для обоюдных «добровольных мстителей», ни для обычных бандитов всех национальностей, ни для советских партизан, солдат Советской армии и сотрудников советских спецслужб, ни для членов польской, украинской и еврейской полиции на службе у немцев, ни для солдат, офицеров немецкой армии, их союзников и оккупационной администрации, ни для представителей всех национальностей, проживавших в регионе, на службе у всех режимов, которые были здесь у власти в 1940-х годах.

При этом всегда надо помнить, что большинство людей не могут быть одними и теми же на протяжении всей своей жизни, и не поступать по-разному в разных ситуациях. Один и тот же человек может совершать как подвиги во имя человечности, так и преступления против нее.

Пришло время видеть своих национальных героев такими, какими они были.

На фото: май 1945 года; солдаты отряда NSZ Люблинского района из дивизиона майора Мечислава «Шары» Пацперски [сидит в среднем ряду, над солдатом, держащим MP-40].

Климентий Федевич; Історична правда

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]