Вера в вино

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Как закарпатский винодел вернулся к семейному делу. Изготавливать вино в Береговом благословила сама природа.

Карпаты - в 50 километрах от города, климат теплее, чем в горах, в здешней закарпатской низменности виноград набирает достаточно сахара, чтобы превратиться в напиток.

Поэтому неудивительно, что на улице Виноградной едва ли не ко всем домам ведут виноградные арки. Каждый порядочный хозяин должен заготовить в сезон не менее 300 литров вина домашнего потребления. У тех же, кто напиток продает, его запасы измеряются тысячами литров. Вино льется реками, но пьяных на улице не встретишь: виноградные посадки требуют трудолюбивой головы и рук.

Вино здесь изготавливали веками, Виноградная называлась улицей Шампань и считалась кварталом виноделов. До 1945 года, когда Закарпатье перешло в состав СССР. После советского правления на ноги встали только те, кто больше всего верил в вино. Вроде Василия и Ирины Надь.

В тему: «Вино обречено»

Сбережения на мечту

Когда в 1990 году молодая семья приобрели участок земли под строительство на легендарной улице, в наследство им достались и 400-летние подвалы, в то время превратившиеся в стихийные свалки.

Василий Надь называет вино самым благородным из напитков. Фото - Йозеф Киш

Таких подвалов по улице Виноградной, бывшей Шампань, есть 40. Есть большие, есть меньше, их приходилось по 2-3 на владельца. Надям достались самые просторные.

3-4 века назад состоятельные хозяева держали здесь виноградники. Вина выдерживали в подвалах, специально для этого высеченных прямо в скале.

Ирина рассказывает семейные предания: в местечко приходили купцы из стран Европы, Азии, США и России. Цокали копытами лошади, запряженные в повозки. Гости прохаживались по улице Шампань от дома к дому и выбирали вино по вкусу.

Так было до 1945 года. Потом пришла Россия. В советское время подземные хранилища достались Береговскому винзаводу, за ними должным образом не ухаживали. Позже «общепит» пробовал хранить там овощи и фрукты, но те гнили от избыточной влаги. В конце концов, подвалы становились пустошам. Туда начали сносить, а то и свозить машинами разный хлам даже из соседних районов.

Когда Василий открыл дверь в подвал, гора мусора достигала человеческого роста. Хозяин решил, что подвалы следует привести в порядок и вернуть им первоначальное назначение. Ведь путь к коммунизму закончился: начиналась эпоха предпринимательства.

Ирина посмотрела на горы мусора и заплакала. Нельзя сказать, что она восприняла идею мужа с восторгом: шли 90-е, супруги имели только фундамент дома. Само жилье еще предстояло возвести, маленькие дети хотели есть, денег - мало, надо было крутиться.

Тем более, некоторые соседи, которые приобрели земли на территории бывших виноградников, просто замуровали вход в подвалы вместе со всем мусором. Василий, винодел в шестом поколении, так не мог. Тачка за тачкой, день за днем, год за годом он вывозил мусор, реконструировал погреба - до 2007 года.

Чтобы жить и растить детей, Василий попробовал различные профессии: от электротехника до диск-жокея. Позже работал исполнительным директором различных фирм, даже изучил технологию производства бетона.

Чтобы в конце концов заняться любимым делом.

В тему: Вино как промысел Божий

Рассчитать землю

Уже тогда, когда только расчищали подвалы, Нади готовили вино из ягод, которые росли во дворе. Но это был мизер, вспоминает Василий. На Закарпатье привыкли жить на вине. Василий и Ирина вспоминают, как окружающие земли состоятельных хозяев были засажены виноградниками.

«Виноград здесь всегда уважали. Советский Союз с его коллективизацией наделал нам ущерб. Пришли советы, забрали землю и уничтожили. На чужой земле, еще и за копейки, не будешь работать с такой отдачей, как для себя. А после «сухого закона» все окончательно пришло в упадок», - говорит Василий.

Европейские сорта винограда, растущие здесь, быстро дичают, если за ними не ухаживать. Совхозам виноградники были не нужны. Насаждения становились густыми зарослями. Много земель местных совхоз-заводов сейчас так же заброшенные и до сих пор принадлежат государству. Василий говорит, что ни арендовать, ни приватизировать их нельзя, а смотреть, как земля пропадает, больно.

Ему тоже достался участок, не обрабатываемый 30-40 лет и поросший лесом. В селе Мужиево, где родился Василий, часть заброшенных земель винсовхоз-завода передали в собственность сельского совета. Как местный, Надь претендовал на бесплатную приватизацию двух гектаров на ведение сельского хозяйства. Как и с подвалами, здесь понадобились месяцы работы, чтобы выкорчевать кусты и превратить чащу в пригодную для выращивания винограда землю.

При разумном употреблении вино приносит пользу

После первых мужиевских гектаров Василий начал понемногу скупать приватизированные земли у людей в селе Великі Береги, что в 7 километрах от Берегового. Теперь имеет 4 гектара. Хотел бы больше и ближе: вот, хотя бы, за огородами на их подворье сотни гектаров обанкротившихся совхозов пропадают в государственной собственности.

Тем, кто берется за дело, Надь советует прежде всего правильно рассчитать количество земли. Чтобы иметь прибыль, надо засадить виноградом хотя бы 2-3 гектара.

У Надей растет 16 000 с лишним виноградных кустов. В перспективе это - несколько тысяч литров вина. Белого, красного, сухого, десертного, полусладкого, купажированных.

В тему: Вчені: потяг до алкоголю виник у процесі еволюції

Летом - на поле, зимой - в подвале

Стоит поехать из города на 60 километров влево или вправо, например, в Хуст или Сваляву, чтобы убедиться: Берегово - самое подходящее для выращивания винограда место во всем Закарпатье. Так же хороши для виноделия отдельные села Ужгородского, Виноградовского и Мукачевского районов. Здешний мягкий «винный» климат сравнивают с крымским. Там, где ближе Карпаты, ночи холодные, виноград не набирает достаточно собственного сахара, необходимого для вина.

Василий взялся за европейский виноград: сорта мерло, каберне, совиньон и другие. Сажать его надо на склонах, а не на равнине - водолюбивые растения будут получать больше влаги, скажем, от дождя. Один куст такого винограда стоит 1,5-2 евро. Европейский виноград устойчив к морозам и заболеваниям, осенью из него можно будет сделать изысканное сортовое вино.

Но до осени еще надо натрудитися. Работа на виноградниках начинается в феврале и заканчивается в январе. В конце зимы надо обрезать кроны, убрать лишние ветви, сформировать куст. В это время задается качество вина. Потому что с перегруженного куста хороший напиток не получится, вино будет жидковатым. Оптимальное количество - два килограмма урожая на куст.

В хозяйстве Надей таких кустов - 4000 на одном гектаре. С этого участка будет 8000 килограммов винограда, а после переработки - 5000 литров вина, потому что килограмм винограда дает примерно 0,7 литра сока.

Самим с таким объемом работ не справиться, поэтому в сезон нанимают местных: для посадки, обрезки, подвязки, сбора винограда. С каждым годом найти добросовестных работников становится все труднее, жалуется Василий: то вчера праздник был, а сегодня все отходят, то трактор сломался, или просто настроения нет. «Те, кто проворнее, разбегаются за границу», - жалуется Василий.

Весной виноград надо опрыскать от грибковых заболеваний, которые могли перезимовать.

Дальше - чеканка винограда, то есть, срезка верхушек для большего и качественного урожая.

Затем начинается рутина: нужно постоянно разворачивать кусты, вкопать междурядья. Опять обрезать, копать, косить - и так до сентября-октября, пока не наберется достаточно сахара. Осенью наступает самое приятное - сбор урожая.

Ягоды собирают вручную и по сортам, набирают ведрами. Дома имеют оснащенный цех первичной обработки. Гребень кисти, на котором гроздь и растет, надо отделить - для вина он не годится, делает напиток горьким. Массу отправляют в чаны, чтобы немного побродила. Затем - выпрессовывание, снятие осадка.

Вино путешествует в подвал, ему нужно от одного до четырех лет выдержки. Перед тем, как напиток попадет в бутылках на столы, его надлежит осветлить и отфильтровать (для этого приобрели специальные пищевые итальянские фильтры). Пока вино ждет своего часа, за ним тоже надо наблюдать, а еще - следить, чтобы не было доступа воздуха, потому что тогда напиток окисляется и теряет свой букет вкуса.

Надо позаботились об условиях для своего вина. Еще прошлые владельцы заселили в подвалы благородную искусственную плесень. Это грибок на стенах, питающийся парами алкоголя из бочек; он работает неким санитаром для вина, обезвреживая разную мошку.

В тему: Карпати та Закарпаття в історії України: нездоланна межа чи широка дорога?

Важный секрет - бочки. Лучше всего, когда они из дуба, которому не менее 80 лет. У Надей их - три десятка различной вместимости: от 200 до 800 литров. Это не в пример с бочками прошлых веков, в каждую из которых можно было налить в 6000 литров вина. Их изготавливали внутри в помещении и они никогда не покидали стен подвала. Земля здесь наклонена под небольшим углом - когда бочки мыли, вода должна была стечь. А чтобы помыть бочку, следовало залезть вовнутрь.

Работа на виноградных плантациях начинается зимой и продолжается до осени

Хотя нынешняя тара и меньше, зато Василий смастерил все свои бочки сам. Этим изрядно сэкономил, потому что цена готовой - доллар за литр тары.

Василий, или на венгерский манер, Ласло, и Ирина - венгры Закарпатья. Благодаря этому получили грант в 10 000 евро на ведение предпринимательства от соседнего государства. Приобрели трактор и саженцы, теперь пошли на вторую волну. 25 процентов от суммы должны вложить сами, остальные спонсирует Венгрия. Гранты для Василия - счастье по сравнению с кредитом под 30 процентов годовых, которые ему предложили в украинском банке.

В тему: Вырванные с корнем. Как нас «добровольно» выселяли из Лемковщины - воспоминания

Бизнес для терпеливых

Василий оформил статус предпринимателя, но все равно называет подобных себе мелких хозяев подпольщиками. Официально Надь значится виноградарем и проводит дегустации. Стать виноделом на бумаге сложнее: до недавнего времени надо было собрать 140 документов из разных инстанций. Так же до сих пор мелким виноделам сложно было получить лицензию и акцизную марку.

Поэтому такие хозяева, как Василий Надь, надеются, что закон об упрощенной регистрации виноделия, который президент подписал в апреле, развяжет им руки. Но местные фермеры не слишком следят за реформами в Киеве и не совсем представляют, что именно упрощает новый закон.

Как будут работать нововведения, станет ясно в новом сезоне. Сейчас Василий знает, что без акцизной марки вино не может продаваться ни в одном магазине. Фермер продает напиток на винных и этнических фестивалях и дает его пробовать туристам.

Ирина и Василий Нади в дегустационном зале

В их подвале оборудован дегустационный зал. Еженедельно его посещают 1-2 группы по 50 человек в каждой. Семья наладила сотрудничество с несколькими туристическими фирмами. Кто приезжает в Берегово на термальные воды, посещает и двор Надей.

В тему: Цветущее Закарпатье: о чем свидетельствует статистический сборник?

Тогда Ирина одевает национальный костюм, который сшила специально, чтобы принимать гостей, и открывает двери подвала. Для них накрывают стол с вином и закусками, Ирина рассказывает, какое вино к каким блюдам подходит. Каждый может приобрести напиток по вкусу - от 80 до 120 гривен за бутылку.

Женщина гордится, что каждому туристу, который возвращается к ним снова, может честно посмотреть в глаза, потому что уверена в качестве продукта. Есть на Закарпатье и виноделы без виноградников. Не всегда добросовестные, такие люди портят репутацию и тем, кто трудится.

Уже 10 лет, как Нади живут только с вина. Первых денег дождались на четвертый-пятый год после того, как посадили виноград. Но и сейчас заработанное вкладывают в развитие производства. Часть ягод покупают у местных, в перспективе хотели бы выращивать все самостоятельно.

Вино - бизнес для терпеливых. Чтобы начать дело, нужно иметь стартовый капитал, который Нади накопили, работая по найму, и запастись терпением, потому что отдачи быстрой не будет.

А еще нужно, безусловно, любить то, что делаешь. Ирина и Василий часами могут рассказывать о том, почему пить вино - это не то же самое, что пить водку или пиво. Напиток не проходит термическую обработку, то есть не варится. Благодаря брожению сохраняются питательные вещества, поэтому при разумном потреблении от вина будет польза.

За дело берутся дети и невестки Надей.

Теперь Ирина благодарна мужу, что тот в свое время расчистил подвалы.

Ярослава Тимощук, опубликовано в издании ТЕКСТИ

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]