Война России против экономики Украины

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Хотя экономика Украины вышла из состояния свободного падения, она все равно остается в тяжелом положении. ВВП страны сократилось на 6,8% в прошлом году и по прогнозам сократится еще на 9% в этом году - полная потеря равна примерно 16% в течение двух лет. Украина не должна противостоять России одна.

В то время, как некоторые явления начинают стабилизироваться - обесценивание гривны устранило дефицит текущего счета страны, а массивное бюджетное корректирование привело государственный бюджет Украины в баланс в реальных кассовых остатках баланса во втором квартале этого года - ситуация остается неустойчивой.

Основные нынешние экономические проблемы Украины - не доморощенные: они являются результатом российской агрессии. Этот агрессивный восточный сосед аннексировал Крым, спонсировал повстанцев в Восточной Украине, начал торговые войны, периодически прекращал подачу природного газа, а сейчас угрожает финансовой атакой. Пока Украине каким-то чудом удавалось выдержать это давление без большой международной поддержки, но страна отчаянно нуждается в помощи.

Аннексия Крыма в марте 2014 года изъяла 4% ВВП Украины. С тех пор как пророссийские вооруженные силы оккупировали территории Восточной Украины, которая составляла 10% ВВП страны в 2013 году, производство Донбасса обвалилось на 70% за последующие месяцы, и это стоило Украине около 7% ВВП на 2013 год.

Начиная с 2013 года, российские торговые санкции сократили экспорт Украины в Россию на 70% - что на 18% снизило общий объем экспорта Украины. Только в прошлом году экспорт Украины в Россию - который включал машинное оборудование, сталь, сельскохозяйственные товары и химикаты - сократился наполовину. Материально-технические вопросы, отсутствие коммерческих связей и специализация некоторой продукции означает, что товар не могли перенаправить в краткосрочной перспективе. Я подсчитал, что потери, скорее всего, отвечают 6% снижения ВВП Украины.

Бизнесмены во всем мире знают о российском нападении на Украину, и неудивительно, что мало кто хочет вкладывать средства в зону военных действий. В результате украинские чистые прямые иностранные инвестиции, которых было не более 3% ВВП до начала боевых действий, испарились. Это означает на 3% сокращение ВВП. Кроме того, Украина столкнулась с газовой войной. Финансовое нападение может быть еще впереди.

Кроме Крыма, можно попробовать консервативно подсчитать украинские экономические потери от агрессии России. Около 7% - от производственных потерь в оккупированной Восточной Украине, 6% - от потерь в результате торговых санкций, и еще 3% от потерянных прямых иностранных инвестиций. Вместе это составляет 16% ВВП, это и есть общая сумма, которую Украина по оценкам потеряла с начала 2014-го до конца этого года.

В тему: Госстат улучшил оценку падения ВВП Украины до 17,2%

Несомненная, но незаявленная цель России - убедиться, что демократическая Украина не справится с проблемами, и в то же время не быть прямо виновной во вмешательстве. Это приводит к важному выводу: Украина - не виновник, а жертва, и относиться к ней нужно соответственно. Против военной агрессии недостаточно только стабилизации путем кредитов: нужна и военная поддержка.

Европейским странам следует понять, что мало причин считать, что российская угроза ограничивается Украиной, если учитывать, что Кремль бряцает оружием в Прибалтике и на Балканах. Открытые или скрытые поставки оружия в Украине до начала российского нападения должны быть приоритетом для Европы.

1 июля Россия открыла новый фронт экономической войны против Украины, когда энергетический гигант “Газпром”, который является частью собственностью Российского государства и находится в рабстве у российской внешней политики, решил в одностороннем порядке отрезать газоснабжения Украины. Учитывая глобальный избыток газа, Европа может прямо сказать России, что ее коррупция уже неприемлема. В частности, Европейская комиссия должна настаивать на том, что Украина должна продолжать импорт газа от «Газпрома» с целью увеличения поставок в европейские страны.

В тему: Еврокомиссия официально бвинила «Газпром» в монополизме

Кроме того, экономическая война уменьшает шансы Украины справиться с чрезвычайной гуманитарной ситуацией, которую создала российская агрессия: более шести тысяч граждан убиты, десятки тысяч ранены, и 1,3 миллиона человек - внутренне перемещенные лица. Международное сообщество во главе с ЕС должны предоставить значительную гуманитарную помощь.

Украинская стабилизационная программа совместно с Международным валютным фондом - всесторонняя, но у нее не хватает финансирования. Необходим дополнительный кредит примерно на 10 млрд долларов, чтобы увеличить международные резервы Украины и стабилизировать валюту так, чтобы элементы управления можно было отменить. Эти деньги должны прийти от ЕС и США. Между тем, ЕС должен сделать торговую войну России против Украины главным аргументом для любых торговых переговоров с Кремлем. Ему также следует отменить другие строгие квоты на импорт украинских товаров.

Наконец, нужно найти и начать все легальные пути, по которым можно преследовать Россию. Санкции против закадычных друзей президента России Владимира Путина нужно не только продолжить, но и углубить. США должны следовать своему успеху в деле ФИФА и разоблачить преступников в правительстве бывшего президента Украины Виктора Януковича и приближенных Путина. Учитывая, что многие из них имеют международные банковские счета в долларах США, их можно заставить нести ответственность за их поведение по американским правилам. Украина не должна противостоять России сама.

Андерс Аслунд, всемирно известный шведский экономист, Институт мировой экономики Петерсона, опубликовано в  журнале “Ї”

***

А тем временем...

На прошлой неделе провел несколько дней в Киеве, наблюдая за тем, как проектируются и движутся украинские реформы. То, что реформы идут, сомнений нет. Вектор движения достаточно понятен и пока неизменен.

Если коротко, то итог моих наблюдений выглядит так: скорость движения не самая высокая, что связано, с одной стороны, с огромной инерцией государственного маховика, который порядочно заржавел; с другой стороны, коалиционный характер украинского правительства заставляет тратить много времени на согласование позиций; кроме того, по ряду направлений «дорожные карты» еще не разработаны.

У меня нет намерения и возможности (поездка была короткой и не со всеми действующими лицами удалось встретиться) дать полное описание ситуации в соседней стране. Поэтому, остановлюсь на нескольких наиболее ярких и запоминающихся моментах, и обозначу основную проблему реформ, как я ее вижу.

Эпизод первый

«Нафтогаз» для Украины не меньше, чем «Газпром» для России. С той лишь разницей, что в определенном смысле «Нафтогаз» это будущее «Газпрома», к которому российская монополия идет уверенной поступью (непрозрачность стратегии, использование ресурсов компании в политических целях и для поддержки близких к власти олигархов, отсутствующее корпоративное управление).

В тему: «Нафтогаз» впервые раскрыл цены и объемы поставок газа

Но, похоже, что для «Нафтогаза» лед тронулся. Повышены цены на газ для населения с разделением объемов потребления (и цен, соответственно) на социальную норму и дополнительные расходы. Вместо дотирования всего объема потребляемого населением (или под его прикрытием дружественными компаниями) газа вводятся адресные дотации наиболее нуждающимся. Таким образом, дефицит бюджета «Нафтогаза» резко уменьшается в этом году и будет сведен практически к нулю в следующем, а вся поддержка населения будет идти напрямую из бюджета.

Разработана стратегия реформирования компании, в которой различные виды деятельности будут выделены в различные хозяйственные единицы; готовится реформа корпоративного управления; разрабатываются принципы допуска частных компаний к использованию ресурсов «Нафтогаза» (хранилища, газотранспортная система).

Переход компании «под крыло» европейского регулирования позволяет ей выстраивать логичную переговорную позицию с «Газпромом», к которой российская монополия не всегда оказывается готова. По крайней мере, и российские политики, и топ-менеджеры «Газпрома» взяли назад свои слова об отказе от украинского транзита с 2020 года.

В тему: Российская экономика накроется „медным тазом" - эксперт

Эпизод второй

В условиях финансового кризиса, а то, что Украина проходит эту стадию - нет никаких сомнений, банковская система вряд ли может оставаться устойчивой. Банки шатаются, закрываются, продаются. Любому центральному банку в такой ситуации непросто, т.к., с одной стороны, ему нужно проводить жесткую денежную политику для подавления инфляции и стабилизации национальной валюты; с другой стороны, чем жестче денежная политика, тем сложнее жизнь у банков.

Но жить надо. И нужно укреплять банковскую систему. Тем более, что по оценкам МВФ на рекапитализацию банковской системы Украины от бюджета и Нацбанка может потребоваться до 10% ВВП. Одним из важнейших вопросов в этом случае становится — а кто собственники банков? И готовы ли они поддерживать свои активы в рабочем состоянии? То есть докапитализировать их?

Нацбанк провел поистине титаническую работу по выводу на свет всех крупных собственников, многие из которых были очевидны и ранее, но юридически не доказаны; а кое-кто был выявлен впервые. Но мало того, что собственники были выявлены. От них, собственников, потребовали продемонстрировать свои доходы, которые позволят им при необходимости поддержать банки.

Эпизод третий

В начале июля спецбригада во главе с замгенпрокурора Украины задержала при получении взятки первого замначальника Главного следственного управления Генпрокуратуры и зампрокурора Киевской области. При проведении обысков в их кабинетах были обнаружены сотни тысяч долларов и десятки бриллиантов (дело так и называется с тех пор — «дело бриллиантовых прокуроров»).

Как это часто бывает и в России, на защиту «чести мундира» бросились многие высокопоставленные сотрудники прокуратуры и судьи. И уже были возбуждены уголовные дела против тех, кто проводил обыски, генпрокурор обратился в суд с просьбой признать результаты обысков незаконными, а те, у кого обыски проводились, были всего лишь отстранены от работы «за совершение позорного поступка».

И лишь после публичного вмешательства президента Порошенко на стороне тех, кто проводил следственные действия, и его обещания довести дело до конца, конфликт внутри прокуратуры, если не исчерпался, то затих. Вся Украина с интересом следит за тем, что будет дальше.

В целом, мои встречи в Киеве убедили меня в том, что ключевых элементом, от которого будет зависеть успех или провал украинских реформ, является радикальная реформа судебно-правоохранительной системы, степень коррумпированности которой зашкаливает за все разумные пределы.

В чем будет состоять реформа? На кого смогут опереться реформаторы в ее проведении? Какими шагами смогут они убедить население и бизнес в необратимости изменений? — Ответов на эти вопросы я не услышал. Понятно одно — несущие конструкции реформы будут заложены в Конституцию, изменения в которую в настоящее время готовятся в режиме строжайшей секретности.

Окно возможностей для прохождения соответствующего законопроекта через парламент, скорее всего, откроется после проведения местных выборов, назначенных на 25 октября. Насколько длительным оно будет, и смогут ли реформаторы им воспользоваться? — остается только догадываться.

А тем временем, становится все более очевидно, что скорость украинских реформ явно недостаточна для того, чтобы обеспечить трансформацию государства. Чем дальше в историю уходит революционный порыв февраля прошлого года, тем сложнее политикам брать на себя ответственность за радикальные решения. Тем больше они начинают задумываться о своем политическом будущем, тем больше популистских лозунгов звучит с разных трибун, тем больше желание ряда политиков «заработать очки» на критике болезненных для населения реформ, на пропихивании через Раду одиозных законов, типа обязательной реструктуризации валютных кредитов, выданных гражданам.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сегодня Украина находится на судьбоносной развилке в своей истории. Стратегический выбор в пользу модернизацию государства во всех его проявлениях, в пользу движения в сторону европейских ценностей и европейских структур поддерживается большинством населения. Однако именно на население, как это всегда бывает, ложатся основные тяготы экономических реформ. Поэтому поддержка населения не может быть вечной.

Чем дольше население будет нести тяготы реформ, не получая от них позитивного результата (роста уровня жизни), тем меньше будет у него желания поддерживать реформаторов. Если реформы затянутся, то поддержка населения из-за усталости от них неизбежно упадет, и реформаторы потеряют политическое большинство. В результате Украина попадет в ситуацию Болгарии или Румынии, которые, фактически, потеряли последние 15 лет и сильно отстали от своих соседей, как по уровню жизни, так и по степени интеграции в Европу.

На мой взгляд, у украинских политиков есть меньше года для того, чтобы разогнать свой двигатель реформ, что позволит им продемонстрировать успех к следующему электоральному циклу, и, значит, сделать реформы необратимыми.

Сергей Алексашенко, экономист; опубликовано на сайте Радио Эхо Москвы


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]