Бахмутские казаки. Кто они? Страница истории одной подзабытой российско-украинской войны
В свое время Царское правительство пыталось создать симбиозное Бахмутское казачество, которое состояло бы из представителей слобожан и донцов. Этот план потерпел фиаско, а в Санкт-Петербурге в очередной раз убедились, что малороссы и великороссы — не один народ.
Осенью прошлого года городской совет Артемовска Донецкой области принял решение обратиться к Верховной Раде с просьбой восстановить его старое название — Бахмут. Жители города буквально кровью заслужили право на возврат этого исторического наименования, доказав во время событий весны — лета 2014 года, что они хотят остаться с Украиной, а не в составе марионеточного образования российских террористов.
Интересно, что в древности этот город тоже был краеугольным камнем вооруженного конфликта между украинскими (слободскими) и российскими (донскими) казаками. Царское правительство пыталось примирить соседей и даже создать симбиозное Бахмутское казачество, которое состояло бы из представителей слобожан и донцов. Этот план потерпел фиаско, а в Санкт-Петербурге в очередной раз убедились, что малороссы и великороссы — не один народ.
Впервые о «сторожке Бахмутке» в документах московитов упоминается в 1571 году. Она была местом временного пребывания пограничников, охранявших территорию Московского государства от набегов с юга крымских татар и других кочевых племен.
Но как полноценное поселение Бахмут основали казаки Изюмского слободского полка примерно в 1680-1690-х. Это было время, когда украинское казачество с запада, а российское — с востока активно вытесняли кочевников в сторону Крыма и колонизировали их земли. Именно на территории современных Донецкой и Луганской областей и сошлись две волны завоевателей и колонизаторов. В Бахмуте и возникших вокруг него хуторах они основали соляной промысел, который был тогда серьезным источником дохода.
Кордон между Запорожским и Донским казацкими войсками на востоке наметился довольно быстро вдоль естественной границы — реки Кальмиус. Эта линия сохранилась и в административно-территориальном делении Российской империи: на Кальмиусе заканчивались земли Екатеринославской губернии и начинались земли Донского войска.
А вот определиться с границей украинских и российских этнических земель на севере оказалось труднее: поселение двух народов здесь перемешались.
Бахмут был украинским казацким городом, но там селились и россияне. Неподалеку стояла их крепость Тор (нынешний Славянск), где жили также слободчане. Между населением двух поселений постоянно вспыхивали конфликты, и еще 1702 царь Петр I приказал «бахмуцких жителей русских — ведати торскому приказному человеку, а черкас (как тогда часто называли украинских казаков. — Авт.) — полковнику Изюмского полка Шидловскому».
Перепись 1703-го показала, что в Бахмуте жили семьи 112 слободских казаков, 36 россиян и 2 донца. Очевидно, именно такой состав населения и побудил Петра I окончательно передать Бахмут в подчинение Изюмскому полковнику Федору Шидловскому. С тех пор слободские казаки не пускали донских добывать соль на своих территориях.
Это стало поводом для так называемого Булавинского восстания, которое в советской истории традиционно изображали как крестьянское выступление против господствующих слоев Российской империи. Кондрат Булавин происходил из нынешнего села Трехизбенка Луганской области, которое тогда принадлежало Войску Донскому, а отец будущего бунтовщика был там станичным атаманом. В 1705 году Булавин во главе донского казачьего отряда захватил Бахмут, а себя объявил местным атаманом.
Петр I приказал войскам наказать мятежников, но выставленный против донцов русский отряд был разбит. С тех пор началось массовое восстание донских казаков против царской власти. Слобожане защищали свои земли, а затем остались на стороне Петра I. Лишь после разгрома повстанцев в сражении у урочища Кривая Лука на Северском Донце, которое произошло 8 июля 1708 года, Изюмскому слободскому полку удалось отбить Бахмут. Вскоре здесь была построена слободская крепость, на вооружении которой находились 60 орудий и 16 мортир.
Но споры и вооруженные конфликты за солеварни между слобожанами и донскими казаками не прекращались. Конец насилию был положен только в 1715 году, когда Бахмутские и Торские промыслы передали в государственную казну, подчинив Соляному управлению. Вокруг Бахмута появлялись новые рудники и хутора, их надо было охранять от грабителей — калмыцких и ногайских племен, кочевавших по степям Приазовья. Местных жителей для этого было мало, а эпизодическое пребывание в Бахмуте разных отрядов (компаний) из слободских казацких полков тоже не влияло существенно на охрану промыслов.
В тему: Другой Богдан. Гетман Хмельницкий и внутренние смуты Казацкий государства
Чтобы решить эту проблему, а заодно и положить навсегда конец противоборству слобожан и донцов, царское правительство в 1745 году решило создать особое Бахмутское казачество. Для этого в Бахмут и Тор (современный Славянск) было переселено 712 казаков: 388 — из Войска Донского и 324 — из слободских полков. Но донцы в основном почему-то не удержались на новом месте.
Очевидно, из-за каких-то конфликтов, документы о которых не сохранились. Однако вместо них появилось немало бывших запорожцев, которые решили здесь поселиться. Вероятно, в очередном противостоянии с донскими казаками слобожан поддержала Запорожская Сечь, и именно поэтому часть ее казаков перебралась в Бахмут.
Сенатским указом от 27 октября 1748 года был создан Бахмутский конный казачий полк. В его составе должны состояли полковник, по три ротмистров, хорунжих и есаулов, полковой писарь и 300 казаков. Командиром назначили «бахмутскаго ротмистра Ивана Шабельскаго» из слободских казаков. Упомянуто в этом документе и о количестве казаков, которые остались на поселении после прибытия сюда в 1745 году: «...А в показанное трехсотенное число рядовых казаков к имеющимся ныне наличным 254 человекам 46 человек набрать тех де бахмутских, торских и мояцких казаков из казацких детей и свойственников в казацкой службе годных».
Интересно, что в указе фигурируют как отдельного социального положения маяцкие казаки. Это слобожане, которые жили в так называемом Маяцком городке (ныне село Маяки Славянского района Донецкой области). Там тоже добывали соль.
Вскоре полк оказался недостаточным для охраны многочисленных соляных промыслов и границы, поэтому к Бахмуту в подкрепление местным казакам ежегодно отправлялась конная сотня от слободских полков.
В связи с новыми завоеваниями Российской империи на юге современной Украины необходимость в существовании Бахмутского полка впоследствии отпала. Как и Слободского казачества. В течение 1764-1766 годов указами Екатерины II они были упразднены. Из слободских полков создали гусарские, а Бахмутский переформировали в Луганский пикинерный.
Тогда же на бывшей территории Бахмутского казачества были основаны массовые поселения сербов — беглецов из-под турецкого гнета. Из них набрали новый Бахмутский гусарский полк.
Бывшим Бахмутским казакам пришлось отслужить в российской армии по 15-25 лет. Они принимали участие в двух войнах с Турцией, походах против Польши и подавлении восстания Пугачева. Когда Луганский пикинерный полк находился в Оренбургском крае, им предложили там поселиться и снова стать свободными людьми. Некоторые согласились и пополнил ряды Оренбургского казачества (где уже служило немало украинских переселенцев).
Но большинство после многолетней службы пикинерами вернулась домой — в Бахмут, ставший центром одного из уездов новосозданной Екатеринославской губернии.
Город оставался сугубо украинским и во времена Российской империи. Весьма показательно, что во время переписи 1897 года 61,75% его жителей (11 928 человек) назвали себя украинцами. В период Украинской Народной Республики (1917-1918) в Бахмуте действовали отряды Свободного казачества и располагался 3-й Гайдамацкий полк, где служил известный в будущем поэт Владимир Сосюра. В 1920-е здесь действовало украинское подполье, которое уничтожили советские карательные органы.
Бахмут — яркая страница нашей истории, которая рассказывает о многолетней борьбе за пределы Украины. И бои за Артемовск (Бахмут) с российскими террористами и сепаратистами в 2014-м — достойное ее продолжение.
В документах 1765 года удалось найти описание двух бахмутских казаков, которые, не желая «переформировываться» в пикинёры, бежали из города. Благодаря ему можно точно реконструировать облик тогдашних бахмутцев. Один носил серый чекмень, голубой бешмет, белые шаровары, черные сапоги, черную шапку с зеленым верхом. Это одежда слобожанского образца. А второй, вероятно, был запорожцем: в зеленом чекмене, желтых сапогах и красной шапке с черной оторочкой.
—
Ярослав Тынченко, опубликовано в издании Тиждень.UA
Перевод: Аргумент
В тему:
- Донбасс — исконно украинская земля. Кальмиусская паланка Запорожской Сечи
- Сергей Грабовский: Кто является настоящим украинцем
- Почему Майдан — часть западной культуры
- Владимир Мильчев. В поисках «Антисечи»: запорожские общины за пределами вольностей (1740-1760-е гг.) Часть I
- Никакой Новороссии на территории Украины никогда не было
- От Запорожских Вольностей до новороссии
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:00
- У п'ятницю в Україні хмарно, сніг і хуртовини
- 18:10
- Поліцейські, прокурори, судді, ветерани МВС - Громадська рада при Мінветі розкрила владі величезний потенціал для мобілізаційного ресурсу
- 17:15
- МКС видав ордер на арешт командувача військового крила ХАМАС
- 16:31
- Загарбники значно просунулися на сході від Великої Новосілки
- 16:14
- Журналісти підтвердили стосунки Романа Кравця (ТГ «Джокер») із Сабіною Мусіною (мережа low cost салонів G.bar), дорікнувши її дводушністю
- 16:01
- На Житомирщині офіційно завершили будівництво фортифікацій на кордоні з Білоруссю
- 15:49
- Чим натяжні стелі кращі за гіпсокартонні?
- 15:48
- У 2024 році розпочалася Третя світова війна - Залужний
- 14:34
- МКС видав ордери на арешт Нетаньягу та Галланта
- 14:32
- Натяжні стелі: що потрібно знати?
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.