Украина и Рахманинов. Драма

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Украина и Рахманинов

«Мы не знаем ни своей музыки, ни своих композиторов и вообще того, чем мы обладаем. Почему-то все это знают на Западе... Драматизм ситуации в Украине — это оторванность политиков, чиновников от культуры. Потому что в Зимбабве президент учился в Оксфорде, а у нас в ПТУ.

Олеся Олийнык — генеральный секретарь национального музыкального комитета Украины международного совета ЮНЕСКО, искусствовед. отвечала на вопросы  Мыколы Вересеня.

— Скажите пожалуйста, а почему такая трагичность в музыке С.В. Рахманинова? *

— Возможно, как это ни парадоксально звучит, но он один из самых исполняемых композиторов в мире. И наверняка имеет и значительно больший круг слушателей. Очевидно, что этот трагизм и драматичность настолько близки людям вообще, планетарно — наверное, в этом и заключается феномен Рахманинова. И не случайно, когда он в первый раз выезжал за пределы России, то обратился к стихотворениям Тараса Шевченко, это был 1906 год, и тогда он написал свой шедевр «Я опять одинок». И вот эта перекличка с Шевченко — это был знаковый момент.

Этот шедевр Рахманинова, это, наверное, предчувствие того, что он остается в одиночестве, одиноким. Этот трагизм, возможно, был лейтмотивом всей его жизни. Даже в первый раз, когда он появился в Киеве, это был 1893-й, ровно 120 лет назад. Ему было 20 лет. Тогда он стоял за пультом нашей Киевской оперы и держировал, но это тоже, извините, не веселая забава. Тогда П.И. Чайковский выделил его из всех студенческих работ, и он получил золотую медаль.

Вообще, если говорить о теме Украина и Рахманинов — это колоссальная, малоизученная тема. Он много раз был в Украине и выступал с Шаляпиным, то есть здесь можно говорить и говорить об этом долго и долго. Кстати он был приобщен к тому, что наша музыкальная консерватория им. П.И. Чайковского существует и сейчас.

Он еще в 1910 году писал княгине Саксонской о том, что здесь есть музыкальное училище и высокий уровень исполнения, поэтому нужно реорганизовать это училище в консерваторию. И не случайно на стенах консерватории висит мемориальная доска, что, собственно, это благодаря не только Чайковскому, не только Глазунову, но и благодаря Рахманинову. Он был гениальным пианистом.

В тему: Тарас Петриненко: Эта власть поддерживает тех, кто поет для нее в саунах

— Почему вообще музыкальная культура в Украине была столь яркой? Даже если они здесь не родились, как Рахманинов, то приезжали сюда и как сыр в масле купались, им здесь было удобно, здесь их достойно ценили.

— Очень хороший вопрос, потому что тот же Игорь Стравинсккий, у которого мама украинка, жена — Носенко, имел имение на Волыни, где и писал свою «Весну священную», на том самом озере, где Леся Украинка за год до того на противоположном берегу писала свои стихи. Очевидно, какая-то магия. И это глубинная музыкальная культура, и не только такая себе народная аутентичность. Мы же знаем, что все наше композиторское творчество прежде всего идет из глубин народного творчества. Даже товарищ Глинка писал что «Музыку создает народ, а мы только аранжируем ее».

Что интересно, Рахманинов даже уже находясь в США, в течение 25 лет не написав ни одного произведения, был пианистом, дирижером, но музыку он не писал, его оторвали от почвы. С Прокофьевым случилось то же, но его Сталин вернул.

— Я, может, сейчас нарываюсь на критику, но когда слушаю Чайковского... Ох, там так много Украины!

— Так это же правда! Фамилия у прадеда Чайковского было Чайка. А Вы же не забывайте, что его родина в Украине — Каменка. Он был там в течение 28 лет и написал там большинство своих произведений. Его знаменитое «Лебединое озеро» написано там, и его племянники впервые там выступали, и это была Каменка. Его «Украинская симфония». «Да это дед Гарась, который шаркал, натирая пол, пел песни», — говорил Рахманинов. И он же потом говорил: «Да не я это, дед буфетчик все делает...».

Он часто говорил, что такой природы, как в Каменке, не видел нигде в мире. «Я убегаю из Москвы, чтобы набраться сил, чтобы отдохнуть здесь, в Каменке».

В тему: Тупые. Безграмотность как норма власти в Украине

— Да, но Российская империя была, и от этого никуда не денешься. Но мне просто интересно, когда воцарится справедливость? Когда найдутся не просто слова у наших политиков, а когда обнаружится научный подход, чтоб все это выложить и показать. Да, мы столь щедры и готовы делиться и Гоголем, и Чайковским со Стравинским, но и вы давайте, делитесь, потому что мы тоже приложили усилия.

— А мне кажется, что здесь не надо эти научные трактаты писать, и искусственно привлекать людей к этому. Надо, чтобы эфирное пространство и вообще звуковое пространство было насыщено этим. Вот и все. И люди пусть услышат это. Когда услышали рок-оперу Станковича, и я понимаю, почему эту оперу запретили, начиная с самого Суслова, потому что там такая ментальность и могущество украинское, что они испугались.

Мы не знаем ни своей музыки, ни своих композиторов и вообще того, чем мы обладаем. Почему-то все это знают на Западе.

— Я всегда привожу такой пример. Во время Нобелевской церемонии Иосиф Бродский сказал, что «Я здесь не при чем — это Бог». Если вы знаете людей, которые пишут музыку, верят ли они в то, что это они написали?

— Например Альфред Шнитке говорил, что он записывает, он не создает. Сейчас наш гений Валентин Сильвестров так же считает, но он ждет музыку, он считает, что музыка рождается из тишины, молчания и она должна родиться из этого состояния, и он... ждет. Бывает, позвонишь ему, а он говорит: «У меня клев!».

— Есть ли способы по телевидению, радио хотя бы немножечко классики, не попсовой музыки, пускать в эфир? Может, у Вас есть рецепт? У меня нет, потому что если люди не культурные, то это и не появится.

— Понимаете, вот еще усопший философ Сергей Крымский говорил, что драматизм ситуации в Украине — это оторванность политиков, чиновников от культуры. Потому что в Зимбабве президент учился в Оксфорде, а у нас в ПТУ. И эта оторванность не дает это сделать. Почему Mezzo во Франции круглосуточно ставит классическую музыку, а наш канал «Культура» остается маргинальным? Приучать людей к классической музыке надо с детских садов. Может быть, следующий президент, из другого поколения придет, и так произойдет. Но сейчас ситуация такова, что это нереально.

 

Опубликовано в издании  polit.ua

Перевод: «Аргумент»


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Важно

Как эффективно контролировать местную власть

Алгоритм из 6 шагов поможет каждому контролировать любых чиновников.

Как эффективно контролировать местную власть

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. Ссылки или гиперссылки, должны быть расположены при использовании текста - в начале используемой информации, при использовании графической информации - непосредственно под объектом заимствования. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.argumentua.com и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла.
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки. 
Контакт:  uargumentum@gmail.com