Зеленая энергетика: между энергетической бедностью и климатическим кризисом

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Климатический кризис - это насущная проблема, и для ее решения нужно как можно быстрее перейти на возобновляемые источники энергии.

Энергетический сектор отвечает за почти ¾ выбросов парниковых газовх.Поэтому именно здесь должны состояться фундаментальные изменения, пишет издание   Спільне.

В последнее время возобновляемая энергетика бьет все рекорды: ежедневно в мире устанавливают более 500 000 солнечных панелей, а в Китае - по две ветровые турбины ежечасно. Дело в том, что такая электроэнергия стремительно дешевет: за 2010-2019 годы стоимость солнечной энергии уменьшилась на 82%, ветровой - на 40%.

На эту тему: Возобновляемая энергетика: точки роста

Что же такое возобновляемая энергетика? Это источники энергии, которые не исчерпываются результате их использования. Это энергия из ветра, солнца, рек, волн, приливов и отливов, тепловая энергия недр. 

Проблему возобновляемой энергетики нельзя рассматривать отдельно от климата и экологии, электроэнергии и инфраструктуры. Нельзя ее обсуждать и как экспертный вопрос, сверхсложный и непонятный. Мы живем во времена, когда потребители впервые могут не только использовать электроэнергию, но и производить ее для своих нужд и на продажу - брать эти процессы под свой контроль.

На єту тему: Частная солнечная электростанция: насколько это выгодно?

Сколько зеленой энергии производят в Украине?

Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в производстве электроэнергии в Украине выросла до 7,3% в 2020 году (без учета крупных гидроэлектростанций). С точки зрения экологии крупные ГЭС имеют недостатки: плотины вредят рекам и разрушают баланс экосистемы. Мощности ВИЭ увеличились с 0,7 ГВт в 2015 году до 7,2 ГВт в феврале 2021 года. В них инвестировали 6,2 миллиарда евро.

Такое стремительное развитие показывает, что бизнес заинтересован в возобновляемой энергетике, которая благодаря падению цены становится все более привлекательной. Больше усилий прилагают к развитию ВИЭ и в условиях глобального изменения климата. Украина не исключение: она имеет обязательства в рамках международных климатических договоров и курса на интеграцию в Европейский Союз.

В этом исследовании мы систематизируем обязательства Украины в сфере ВИЭ и посмотрим на развитие сектора. Мы попробуем разобраться, почему возобновляемая энергетика - это не исключительно олигархический проект. Посмотрим также на перспективы развития сектора ВИЭ - положительные последствия для климата, окружающей среды и населения. Мы выясним, чем грозит энергетический переход без надлежащей социальной поддержки.

Международные обязательства Украины в сфере ВИЭ

Соглашение Ассоциации Украины с ЕС не определяет конкретных целей и обязательств нашей страны по возобновляемой энергетике. В нем говорится об имплементации ключевых элементов правовой системы ЕС[1] и сотрудничестве для развития возобновляемой энергетики с учетом принципов экономической целесообразности и защиты окружающей среды.

Большая часть обязательств связана с членством Украины в Энергетическом сообществе, по требованию которого приняли Национальный план действий по возобновляемой энергетики до 2020 года. Он определяет цели по достижению долей возобновляемой энергии в транспортном секторе, электроэнергетике и секторе отопления и охлаждения. Но 2020 год эти планы не были реализованы.

Сонячні панелі

Энергетические стратегии - это не только ориентир в энергетике, но и обязательства по уменьшению выбросов парниковых газов. В 2017 приняли новую Энергетическую стратегию на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентность”. Она предусматривает увеличение доли ВИЭ до уровня 12,6% к 2030 году. К 2025 году планируется завершить реформирование энергетического комплекса Украины и его интеграция с энергетическим сектором ЕС. Как прогнозируют, доля ВИЭ вырастет до 12% в 2025 году, а к 2035 году - до не менее 25%. Должны построить 5 ГВт ВИЭ (кроме ГЭС большой мощности) и увеличить использование биомассы в генерации электро- и теплоэнергии.

"Именно политика «самоустранение» и стала причиной сложной ситуации в отрасли"

Стратегия направляет развитие и определяет роль государства: «Государство должно минимально инвестировать, но максимально способствовать формированию стимулирующего инвестиционного климата». Именно такая политика «самоустранение» и стала причиной сложной ситуации в отрасли.

Развитие возобновляемой энергетики напрямую связано и с климатическими обязательствами Украины. В 2015 году было принято Парижское соглашение. В его рамках страны устанавливают цели по сокращению выбросов парниковых газов - национально определенные взносы. Украина обязалась уменьшить выбросы на 40% от уровня 1990 года. В действительности же на 2019 год было сокращение на 62,4% от уровня 1990 года. Но это связано не с климатической политикой, а с деиндустриализацией страны.

Главы делегаций на Конференции ООН по климату 2015 года в Париже

С тех пор началась подготовка второго национально определенного взноса, по которому к 2030 году выбросы уменьшат на 65% от уровня 1990 года. Поэтому выбросы парниковых газов не должны превышать 35% от уровня 1990 года. Это будет первая климатическая цель Украины, которая предусматривает определенное сокращение, а не дальнейший рост выбросов.

Для этого производство электроэнергии из ВИЭ должна увеличиться на 170% с 2020 по 2030 год. Доля ВИЭ в генерации электроэнергии должна составлять около 30%. Вместе с ядерной энергетикой почти 80% генерации должно быть безуглеродной. Поэтому прогнозируют рост затрат на производство электроэнергии. В то же время модернизация теплоэлектростанций для выполнения обязательств Украины перед Энергетическим сообществом будет стоить дороже, чем вывод их из эксплуатации. Вопрос заключается в том, как проводить эту политику социально сбалансированным путем и не переносить бремя на плечи потребителей.

ВИЭ: климатические обязательства и энергетическая бедность

Выбросы СО2 в Украине в пересчете на душу населения за 30 лет сократились более чем 3 раза. Это произошло прежде всего из-за деиндустриализации.

В потреблении энергии на душу населения в Украине похожая тенденция. Оно значительно отстает от среднеевропейского уровня.

Итак, за последние десятилетия выбросы парниковых газов и потребление энергии существенно уменьшились. Украина обязалась и в дальнейшем идти по этому пути, но есть и другие проблемы, которым уделяется мало внимания. Например, вопрос энергетической бедности: домохозяйства не могут реализовать базовые потребности, потому что не имеют доступа к таким энергетическим услугам, как отопление, горячая вода или использование электроприборов. В 2019 субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали 65% домохозяйств. Это значит, что такая проблема актуальна в Украине. 

Сегодня тарифы за либерализацию рынков газа и электроэнергии продолжают расти, а субсидии - сокращаться (расходы на субсидии в 2021 году уменьшили на 6,9% по сравнению с 2020 годом). Рассматриваемая Концепция «зеленого» энергетического перехода к 2050 году предусматривает реформу социальной помощи. Она уменьшит долю потребителей, нуждающихся в социальной поддержке, до уровня стран ЕС - не более 10%. Следовательно, не только цены на газ и электроэнергию приравняют к европейскому уровню, но и число получателей социальной помощи.

«Зеленые тарифы» и олигархи

Важную роль в развитии возобновляемой энергетики играют «зеленые тарифы» - механизм стимулирования инвестиций в ВИЭ через долгосрочные контракты для продажи произведенной электроэнергии по фиксированной цене, выше рыночной. Для производителей ВИЭ преимущества «зеленого тарифа» - не только в высокой цене, но и в долгосрочном контракте, который уменьшает риски для инвесторов. «Зеленые тарифы» очень эффективно стимулируют быстрое развитие ВИЭ, но могут быть дорогими для правительств.

В Украине это временный механизм, который действует до 2030 года. Именно благодаря ему ВИЭ в Украине начали стремительно развиваться. Стоимость нужных технологий снижается с каждым годом. Уже в 2025 году, по расчетам Международного энергетического агентства, возобновляемая энергетика опередит уголь и станет крупнейшим источником производства электроэнергии в мире.

В этой таблице можно увидеть ставки «зеленого тарифа» в зависимости от типа ВИЭ и мощности в Украине:

Так, для сравнения «зеленый тариф» для малых крышных солнечных электростанций (СЭС), которые начнут работать с июля 2021 года, составляет в Германии до 7,47 евроцента за кВт. Это значительно ниже цены в Украине. Стоимость для СЭС среднего размера от 750 кВт до 20 МВт определяется по результатам проведенных аукционов. «Зеленый тариф» для СЭС для непромышленных производителей в Словакии - 8,5 евроцентов за кВт, а в Венгрии - 10,31 евроцента за кВт. Эти ставки также ниже украинского «зеленого тарифа».

Такие высокие ставки в Украине позволяют ежегодно возвращать около 25% инвестиций: в среднем «зеленые» электростанции окупаются за 4-5 лет. Поэтому, с одной стороны, ускорилось развитие возобновляемой энергетики, а с другой - появилась задолженность государства перед производителями электроэнергии из ВИЭ. Солнечный тариф у нас самый большой в мире, а в 2009 году, когда ввели «зеленые тарифы», он был еще дороже. Это объясняется тем, что тогда более 90% всех проектов по солнечной энергетике принадлежали структуре братьев Клюевых, заинтересованных в быстрых сверхприбылях. Поэтому распространилось мнение, что возобновляемая энергетика - это об олигархах. Несмотря на то, что ДТЭК ВИЭ Рината Ахметова - крупнейший национальный инвестор с 1 ГВт солнечных и ветровых мощностей, сектор возобновляемой энергетики все же более диверсифицирован.

Согласно данным национального регулятора в сфере энергетики, в Украине есть три основных производителя ВИЭ:

1) мощности в 4417 МВт (70,3%) были установлены более 700 компаниями различного направления, не относящимся к топ-10 крупнейших владельцев;

2) 1085 МВт (17,3%) - мощности компании ДТЭК ВИЭ;

3) 779 МВт (12,4%) установили около 30 000 владельцев домохозяйств.

Крупные компании и олигархи, которые продают электроэнергию по «зеленому тарифу», и действительно получают сверхприбыли благодаря большим мощностям. Но малые частные электростанции дают потребителям возможность заработать на продаже «зеленой» энергии.

На эту тему: Почему украинская энергетика застряла в СССР прошлого века

В конце концов, сектор «возобновляемой энергетики» вряд ли можно приравнивать к чисто олигархическому проекту.

Понятно, что потребителей возмущает повышение цен на электроэнергию, которое частично связано с ростом мощностей ВИЭ и высоким «зеленым тарифом». Но в Украине один из самых высоких в мире уровень смертности от загрязнения воздуха из-за сжигания ископаемых топлив. И это с учетом того, что учетом выбросов у нас часто манипулируют. Очевидно, что в интересах населения развитие возобновляемой энергетики, улучшение качества воздуха и здоровья людей.

Задолженность перед «зелеными» и аукционы

Электроэнергию, произведенную из ВИЭ, закупает государственное предприятие «Гарантированный покупатель». Оно платит производителям за продажу «зеленой» электроэнергии из дотаций «Укрэнерго», заложенных в тарифе государственного предприятия, и поступлений от продажи дешевой атомной электроэнергии. Но темпы развития такой энергетики наращиваются, и поэтому этих источников для компенсации стало мало.

Появилась задолженность «Гарантированного покупателя» перед производителями ВИЭ и задержались выплаты по «зеленому тарифу». Кроме того, электростанции, которые производят электроэнергию из ВИЭ, особенно ветра и солнца, непостоянны. Это влияет на возможность прогнозировать, сколько они производят электроэнергии. Так, появляются дополнительные затраты на диспетчеризацию электростанций и поддержание резервных мощностей.

Поэтому власть пыталась ретроспективно снизить «зеленый тариф».

Приморская ВЭС

Долги государства перед производителями такой энергетики привели к судебным искам инвесторов, которые закончились подписанием Меморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики. Согласно ему, государство должно обеспечить погашение задолженности перед производителями «зеленой» энергетики и своевременно и полностью выплачивать за поставленную электроэнергию из ВИЭ в будущем. В обмен на эти условия производители согласились на снижение «зеленого тарифа» для новых и существующих объектов ВИЭ: для солнечных электростанций предусматривалось сокращение тарифа на 15%, а для ветровых - на 7,5%. Но инвестиции в сектор являются прибыльными даже с этими уступками, учитывая сверхнизкую стоимость рабочей силы и земли и дешевые технологии ВИЭ, для импорта которых есть таможенные привилегии.

Государство же прибегает к различным маневрам, чтобы разрешить ситуацию с задолженностью. В апреле 2019 года Верховная Рада приняла закон, которым обязала участвовать в аукционах по продаже электроэнергии производителями солнечных электростанций мощностью от 1 МВт и ветряных электростанций мощностью от 5 МВт. На таких мероприятиях побеждает тот инвестор, который предложил самую низкую цену за электроэнергию. Стартовая цена - законодательно установленный размер «зеленого тарифа», от которого отталкиваются участники аукциона. Победивший инвестор получает возможность строить новые мощности и продавать электроэнергию по фиксированной цене в течение следующих 20 лет. Размер квот на мощности зеленой энергетики определяет государство. Предложения о мощности готовят государственные предприятия «Держенергоефективність» и «Укренерго» с учетом международных обязательств Украины, Энергетической стратегии и ряда других документов в сфере энергетики.

В июне 2021 года правительство подало проект закона о введении акциза на продажу «зеленой» электроэнергии в Украине на уровне 3,2%. Это, по сути, дальнейшее сокращение «зеленого тарифа». Несмотря на это, инвестиции в сектор возобновляемой энергетики в Украине все еще прибыльны. Несмотря на то, что угля в Украине при нынешних темпах добычи угля хватит еще на более чем 1000 лет, а нефти и газа - на 50 лет, мир все же движется в противоположном направлении. К тому же Украина должна вывести из эксплуатации 12 из 15 энергоблоков в течение 2030-2040 годов. Сейчас планируют достроить энергоблоки Хмельницкой АЭС, сооружение которых началось в 1985-1986 годах. Но, согласно проектам, там будут использовать строительные конструкции 80-х годов, а выбранная реакторная установка противоречит современным стандартам безопасности.

Знак «Have a sunny day» на Дунайской СЭС

После всех перипетий с сокращением «зеленого тарифа» государство обвиняют в ненадежности и отсутствии верховенства права. Это вполне соответствует распространенному неолиберальному мифу о том, что государство виновно во всех возможных грехах. Но именно частные игроки довели государство до такого состояния, а сейчас ссылаются на его недееспособность. Они сами годами лоббировали и писали выгодные для себя законы, не платила налоги, не способствовали правовому государству, эксплуатировали безвозмездно государственное имущество, не выплачивали заработную плату рабочим ... Конечно, государство сыграло свою роль, ведь оно осуществляло и продолжает осуществлять политику вместе с бизнесом и в его интересах. Чтобы энергетика работала на благо потребителей, государство должно обеспечить работу независимого регулятора, которым сегодня управляют представители капитала. 

На ком лежит ответственность за развитие ВИЭ?

Прежде всего государство должно обеспечивать доступ к энергетическим услугам и чистой энергетике для населения. Но его роль ограничивается, по Энергетической стратегии Украины, созданием благоприятного инвестклимата.

Несмотря на это, государственная компания «Укргидроэнерго» задумала осуществить несколько проектов по строительству солнечных электростанций вместе с аккумуляторными батареями на своих ГЭС и ГАЭС. Такие установки планируют установить на Каневской и Среднеднепровской ГЭС, на филиале «Каскад Киевских ГЭС и ГАЭС», Днестровском каскаде гидроэлектростанций и на берегах Кременчугского водохранилища. Но, в отличие от других стран, украинское государство реализует мало проектов по возобновляемой энергетике, а «Укргидроэнерго» - скорее исключение.

Морские электростанции Equinor

Другие государства не только создают условия для частных инвестиций в ВИЭ, но и сами вкладывают деньги. Ведущая французская государственная компания EDF Renewables развивает возобновляемую энергетику в более чем 20 странах и планирует нарастить вдвое свои глобальные мощности ВИЭ - с 28 ГВт до 50 ГВт в 2030 году.

Другой пример - норвежская международная энергетическая компания Equinor, контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Она активно инвестирует в морские ветроэлектростанции в Великобритании, северо-восточных штатах США и Балтийском море. Компания, известная как один из крупнейших поставщиков нефти на мировом рынке, планирует производить в десять раз больше возобновляемой энергии в 2026 году, чем сейчас. 

А в соседней Польше, которую ставят в пример в Украине, государственные энергетические компании объединяются для строительства крупных морских ветроэлектростанций в Балтийском море. Этот проект Польша считает ключевым для развития национальной экономики и энергетической безопасности.

Рабочий чистит панели в парке солнечной энергетики, которым руководит Институт электричества в Гуанакасте

Другой пример - Коста-Рика. Эту страну часто вспоминают как лидера в сфере возобновляемой энергетики. Еще в 2017 году в Коста-Рике ВИЭ составляли 99,7% в национальном энергетическом балансе. 66% безуглеродной электроэнергии производила государственная компания ICE, остальные 7% - энергетические кооперативы и компании местных общин.

На эту тему: «Grean Deal» и Украина

Такие примеры говорят нам, что государству не обязательно просто ждать частные вложения. Надежным путем обеспечения доступа населения к чистой энергетике и своевременного выполнения климатических обязательств являются инвестиции государства в мощности ВИЭ.


Исследование подготовлено в рамках проекта «Справедливий енергетичний перехід для України» совместно с «Центром Экономической Справедливости». Осуществляется при поддержке Rosa Luxemburg Stiftung в Украине из средств Министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ.

Примечания

  1. ^Acquis communautaire - совокупность различных норм и принципов ЕС, правовая система ЕС.

Марина Ларина,  опубликовано в издании  Спільне

Инфографика: Александр Кравчук


 

На эту тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]